7News

ОгласКА: Рецензия Киноакадемии на фильм "Миссисипи в огне"

Культура | 08 января 2020, 01:11
ОгласКА: Рецензия Киноакадемии на фильм  Миссисипи в огне

Прекрасно себя проявили совсем молодые тогда Уиллем Дефо и Фрэнсис МакДорманд.

Но настоящая бомба - это неподражаемый Джин Хэкмен. Ум, язвительность и сила, завернутые в скрытую харизму - вот краткая характеристика его персонажа. Он, агент ФБР Руперт Андерсон, и его босс Алан Уорд (Дефо) прибыли в городок штата Миссисипи, где разбушевался Ку-клукс-клан. Местные озверевшие расисты расправились с группой активистов, приехавших объяснить жителям, что люди с черным цветом кожи теперь тоже имеют право голосовать. Права-то они получили, но вот воспользоваться ими - в этих южных краях пока немыслимо. И опасно для жизни. А все беззаконие, как всегда и везде, уходит корнями далеко на самый верх. К богачам, обладающим властью.

После просмотра фильма остался тяжелый осадок. А почему? Я знаю ответ: 1964 год, ведь это совсем не так давно, уже после второй мировой войны. По меркам истории - мгновенье! Эти нелюди, с их невероятной злобой и ненавистью - ведь они ещё, вполне вероятно, живы и воспитывают подобных себе. И где они? Они среди нас! Среди нормальных обычных людей. Затаились и ждут своего часа. И я сейчас не только о расизме, их много разных ... измов. Зачем бояться внеземных чудовищ? Здесь, на Земле и пострашнее найдутся. Хорошо сказал агент Уорд, герой Уиллема Дефо: "И ещё неизвестно кто больше виновен - тот, кто стрелял или тот, кто равнодушно смотрел на это. Мы все виновны! "

brune

Фильму Алана Паркера более 30 лет, и учитывая тематику картины, это бросается в глаза – сейчас так жестко не снимают. Признаюсь, в наше время, когда буквально каждый заявляет о своих священных правах (половых, гендерных, расовых, возрастных и т. д. ), смотреть современные фильмы об угнетателях и угнетенных порядком надоело. Но драма "Миссисипи в огне" о событиях в южноамериканском штате во времена принятия в США закона о всеобщих гражданских правах, смотрится совершенно по-другому. Мы уже и забыли, как раньше снимались фильмы на такие вот трудные темы.

Честно говоря, меня держала в напряжении сама история и те ужасы, которые творились практически средь бела дня. О том, что это фильм, вспоминала, когда смотрела на молодых Джина Хэкмена, Уиллема Дефо, Фрэнсис МакДорманд и потрясающего будущего Гриму Гнилоуста Брэда Дурифа. Не могу сказать, что сюжет может похвастаться чем-то особенно оригинальным – два знакомых по многим фильмам напарника (молодой и старый, с идеалистическими представлениями и прожженный, придерживающийся буквы закона и предпочитающий любые действенные методы) пытаются прижать "плохих парней" и это им удается. Фильм берет своей постановкой – в нем реальные забитые и запуганные до ужаса негры, садисты-белые, коррупция, мракобесие, забитость, животный страх. Но наряду с этим и надежда, упорство, вера в справедливость, смелость.

Смотря вкрапления "интервью с местными жителями", слушая выступление местного бизнесмена-нациста, понимаешь, что дело гитлеровской Германии, побежденной 20 лет назад, живо и цветет пышным цветом магнолий и колпаками с прорезями для глаз в "самой демократической стране в мире". Фильм, с одной стороны, очень американский, а с другой, при желании практически любая страна может открыть свой шкаф, из которого посыплются скелеты. Событиям картины полвека, и за это время многое изменилось, но что-то осталось неизменным – мы по-прежнему нетерпимы.

А теперь отступление. Так совпало, что за последние несколько дней я подряд посмотрела несколько фильмов с участием чернокожих и о чернокожих: "Маленькое красное платье", "Меня зовут Долемайт", "Мы" и начала сериал "Крестный отец Гарлема". В последнем, основанном на реальных событиях, действие тоже разворачивается в начале 60-х, но в Нью-Йорке, в Гарлеме, который вышедший после отсидки на свободу криминальный авторитет Бампи Джонсон (Форест Уитакер) хочет вернуть себе. Время одно, однако, в Гарлеме жили и правили совсем другие негры, не похожие на тех, что в штате Миссисипи. Удивительно.

xen04158602

Фильм "Миссисипи в огне" является вольной интерпретацией печально известных событий, прозванных "убийствами лета свободы", и их последствий, всколыхнувших все Соединённые Штаты. Появление двух агентов ФБР, Руперта Андерсона и Алана Уорда, в городке штата Миссисипи вызывает, мягко говоря, неоднозначное отношение к ним местных жителей и власть предержащих. Въехав в район предполагаемого места преступления, агенты будто попадают в иной мир, где законы общества, сцементированные веками, ставят выше права. Безразличие и потворство издевательствам белых над темнокожим населением, страх и паника вторых при виде людей с мешками с прорезями для глаз на голове. Но все это уже заложено в генах. Недаром сценарист вложил в уста Андерсена фразу, невольно сравнивающую адептов Ку-клукс-клана с пышущим огнем, а их жертв – с коровами, безмолвно стоящими в горящем хлеву, пока не закипят внутренности. Алан молод, верит в справедливость и систему, типичный законник, довольно беспечен. О последнем говорит его неосмотрительное поведение при разговоре со свидетелями.

Руперт несравнимо опытнее, с жестким прямолинейным характером, порой приносящим больше пользы в расследовании, чем все подкрепление Уорда, вызываемое им из Вашингтона. К тому же благодаря южному происхождению Андерсену, в отличие от Уорда, знаком менталитет жителей городка. История про его отца, рассказанная Алану, иллюстрирует весь ужас такого отношения к непохожим по цвету кожи и, соответственно, по социальному статусу. Сюжет постепенно нагнетает напряжение, чтобы развязка "пролилась" на экран как выдавленный гной из заскорузлой раны. И даже намечающаяся романтическая история происходит с оглядкой на ее, несомненно, в дальнейшем, неприятные итоги. Все актерские роли, не только главные, сыграны на высоком уровне. Уиллем Дефо и Джин Хэкмен прекрасно дополняют друг друга в их дуэте, а вся ненависть персонажей из городка, в частности Брэда Дурифа и Майкла Рукера с лихвой перебивается лишь одной сценой нежности персонажа в исполнении Френсис Макдорманд к внучке служанки.

MiB

Есть фильмы, которые хочется пересматривать снова и снова, а есть картины на один разок. И дело даже не в том, что данный проект ужасен в художественном смысле, а в том, что из-за его содержания и поднятых тем, к этому больше не хочется возвращаться. "Миссисипи в огне", пожалуй, как раз относится к именно таким фильмам. Это достаточно тяжелое и жесткое кино про злободневную для США борьбу с расизмом и всеми формами его проявления. Не первое в своем роде и далеко не последнее, но удачно сочетающее в себе проницательную игру Джина Хэкмена, Уиллема Дефо и Фрэнсис МакДорманд. И хоть итог повествования будет заведомо ясен, наблюдать за процессом так называемого расследования тем не менее интересно, во многом благодаря живым персонажам, а не ходячим картонкам. Подытоживая просмотр, хочется сказать, что все-таки в большинстве наших проблем виноваты мы сами, а мир людей по-прежнему испытывает дефицит в плане человечности, пусть в некоторых аспектах какой - никакой прогресс, но ощущается.

George

"Миссисипи в огне". Более кричащего названия о расовой сегрегации и не придумать. Горящие здания, в которых живут чернокожие и в которых они проводят свои богослужения, сопровождают нас весь фильм. Но люди настолько тверды духом, их вера настолько сильна, что они продолжают собираться и петь религиозные песни в той церкви, от которой остались лишь горелые обломки. Такими метафоричными сценами наполнена вся картина. Различные визуальные образы и сравнение социального явления с особенностями местного цветка (которого называют зонтиком, символизирующего закрытость; красивого на вид, но дурно пахнущего изнутри) - все это откладывается в голове и воздействует сильнее, чем ежесекундные диалоги о бесчеловечном отношении большинства к меньшинству.

Противоположные характеры напарников, расследующих дело об исчезновении активистов на Юге, символизирующие различные поколенческие взгляды и подходы к делу, либерализм центра и консерватизм региона - как смертельно острые углы, рождающие конфликтные ситуации и требующие их немедленного разрешения. Не менее противоречивые чувства таятся в глубине души местных жителей (в особенности, в героине Фрэнсис Макдорманд). Ей не чужды ростки человечности и гуманизма, но среда, в которой она родилась и воспитывалась, супружеские обязанности не позволяют ей переступить черту. А отсутствие свидетелей и их показаний не даст возможности засудить верхушку местной власти, являющихся по совместительству членами Ку-клукс-клана. "Банку с пауками можно открыть лишь изнутри" - говорит герой Джина Хэкмена.

Фильм выразительно раскрывает проблемы сегрегации, умело комбинируя человеческими взаимоотношениями и несложной детективной линией. И все это выхвачено объективом прекрасной операторской работы (удостоенной премии Оскар). Картина достаточно сильно вовлекает зрителя во все происходящее, все больше закручивая клубок неразрешимых противоречий, укоренившихся в сознании консервативно настроенных жителей Юга и явно отдаляя нас от того момента, когда чернокожий сможет сесть за один стол с белым. А пока что только в бейсболе цветной может замахнуться на белого и ему за это ничего не будет.

Scream 4

Сильное кино, от режиссера Алана Паркера, с творчеством которого я знаком только по не менее сильной картине "Жизнь Дэвида Гейла". В "Миссисипи в огне" он берет довольно острую, и будем честными, довольно поднадоевшую сегодняшнему зрителю тему расового неравенства. Но то, как он ее подает, выделяет данную ленту на фоне остальных. Она буквально пропитана жестокостью и несправедливостью, а напряжение не спадает почти до самого финала. По сравнению с ней какие-нибудь "12 лет рабства" нервно курят в сторонке. Два часа хронометража доверху наполнены избиениями, поджогами, повешениями и прочим неприятным зрелищем. Не вдаваясь в детали скажу, что в конце зритель останется полностью удовлетворенным, но с небольшим осадком внутри. Джин Хекман и Уильям Дефо органично смотрятся в ролях агентов ФБР, расследующих дело о пропаже трех активистов, занимающихся правами человека. Но по правде говоря ярче них здесь сияют Брэд Дуриф и Майкл Рукер. Да, экранного времени у них немного, но они блестяще воплотили образы подонков. Впрочем, им не привыкать. Любителям остросоциальных драм определенно не стоит упускать из виду "Миссисипи в огне".

TREADSTONE

Благодаря современной тенденции в Голливуде, воспринимать непредвзято фильмы о расовой нетерпимости становится все сложнее. Уже где-то на подсознательном уровне начинаешь подозревать, что кто-то хочет сорвать куш из престижных наград, создавая фильм-коктейль из разных "душещипательных" тем. От расизма до проблем сексуальных меньшинств, которых снова никто не понимает. Но оставим эти размышления и зададимся двумя вопросами: чем же этот фильм отличается от современных представителей остросоциальных драм? И чем он будет интересен нынешнему зрителю?

Пожалуй, из того факта, что фильм снят тридцать лет назад и исходит главное отличие "Миссисипи в огне" от современных драм. Он более прямолинеен, он не тратит хронометраж на бессмысленные сцены. Здесь не будет демонстрации однополого секса, мастурбации или долгих слезливых монологов. "Миссисипи в огне" приятнее смотреть и, в каком-то смысле, легче, чем некоторые современные картины, претендовавшие на Оскар. Фильм проще понять. Он не тонет в собственной важности и претенциозности. Однако, есть и свои минусы. Провести черту между теми, кто "хороший", а кто "плохой" очень легко. Немного однобоко и поверхностно прошлись по персонажам обеих сторон конфликта, делая больше упор на преступления, на их жестокость и бесчеловечность. Было бы хорошо дополнительно углубиться в тему того, как легко "промыть" мозги с помощью крепкого словца и ораторского таланта. Как-никак в сюжете фигурирует ультраправая организация Ку-клукс-клан, которая сама по себе является богатой темой, достойной отдельного фильма.

Детективная линия, увы, проста и идет скорее фоном. Поэтому рассматривать фильм, как полноценный детектив не стоит. Уиллем Дефо выглядит прекрасно, но роль не позволяла ему проявить себя на полную. Если хотите увидеть его в роли незаурядного детектива, то "Святые из трущоб" ждут вас. Здесь же его линия является больше голосом разума и здравого смысла, голосом, который не перестает напоминать, что все преступления ужасны и не имеют смысла, так как человека определяет не цвет кожи. Посыл верный и довольно очевидный. Однако, будем честны, такое явление, как "расизм" все еще присутствует в нашем обществе, и, наверняка, будет существовать всегда. Поэтому и подобные фильмы будут продолжать снимать. Возможно, чтобы периодически нам напоминать о проблеме, обращаясь к нашей гуманности… А может, чтобы просто заработать на этом.

Режиссер Алан Паркер и сценарист Крис Джеролмо постарались доступно донести до зрителя важность и других проблем, таких как полицейский беспредел, беззаконие, насилие, в том числе, домашнее. И то, откуда все это берется. Вся эта ненависть, основой которой является необоснованный страх. Прямых ответов фильм, конечно, не даст. Это все же не лекция по психологии, а художественное произведение со своими допущениями. Но наблюдая за совершающимися на экране преступлениями, невольно задумываешься о причинах такого поведения. Поэтому "Миссисипи в огне" будет значим для современного зрителя больше как ненавязчивое напоминание: темная кожа или белая – это неважно, ведь у всех у нас кровь одного цвета, любим одинаково и все мы желаем одного – счастья. Это факт. Остается лишь его осознать.

Картина не пытается сильно играть на ваших чувствах, поэтому потратить пару часов на творение Алана Паркера все же стоит. Хотя бы ради того, чтобы увидеть какими были фильмы 80-х для Оскара.

И не забудьте заплатить автору ОгласКи может и не чеканной монетой, но комментарием под этой статьей!

Оценки по десятибалльной шкале:

Angelina – 9/10

brune – 8/10

xen04158602 – 9/10

Scream 4 – 10/10

MiB – 8/10

TREADSTONE – 8/10

George – 9/10

Средняя оценка: 8,71 балла из 10

По материалам: kinonews.ru
Добавить комментарий:
:D :lol: :-) ;-) 8) :-| :-* :oops: :sad: :cry: :o :-? :-x :eek: :zzz :P :roll: :sigh:
 Введите верный ответ     
Комментариев (0)