7News

В Турине проходит ретроспектива Андреа Мантеньи

Культура | 24 февраля 2020, 21:47
В Турине проходит ретроспектива Андреа Мантеньи

В туринском палаццо Мадама корифей Раннего Возрождения предстает в кругу коллег и прочих именитых современников.

Идею выставки в туринском палаццо Мадама, посвященной Андреа Мантенье (1431–1506), куратор Сандрина Бандера вынашивала около 15 лет. По ее словам, это была работа, потребовавшая полной отдачи: объем литературы о художнике огромен, а получить его произведения из других музеев очень сложно. Тем более впечатляет, что в экспозицию вошло около 50 работ Мантеньи, половина из которых живописные. Их дополняют произведения других ведущих мастеров Ренессанса, работавших в Северной Италии: Джованни и Якопо Беллини, Донателло, Антонио да Корреджо, Антонелло да Мессина, Эрколе де Роберти, Паоло Уччелло.

Одна из главных целей выставки — рассказать о взаимоотношениях Мантеньи с современниками: гуманистами, коллекционерами, авторами литературных текстов, в числе которых были Лоренцо Медичи и его окружение, а также великий теоретик, гуманист и архитектор эпохи Возрождения Леон Баттиста Альберти. Это должно помочь зрителю лучше понять не только искусство Мантеньи, но и роль, которую играл в обществе придворный художник семейства Гонзага, правителей Мантуи. Эту тему в полной мере раскрывает «Портрет кардинала Людовико Тревизана» (1459–1460) из Картинной галереи в Берлине, дополнительно исследованный в преддверии выставки. На нем изображен Людовико Тревизан, который, по словам Бандеры, на тот момент был «самым богатым человеком в мире». Получив назначение в Константинополь, там он начал активно собирать восточные артефакты и искусство периода поздней Римской империи. Тревизан поддерживал связи с Лоренцо Медичи, купившим у него коллекцию камей, к которой Мантенья имел доступ.

Известно, что сам Медичи тоже бывал в доме художника и высоко ценил собранную им коллекцию древностей. На выставке представлены принадлежавший Мантенье римский бюст Фаустины Старшей, супруги императора Антония Пия, правившего в II веке н. э. , и произведения византийского искусства из Равенны, которыми он вдохновлялся. Куратор также считает, что смелыми экспериментами с перспективой и печатной графикой художник «закладывал основы современного искусства». Чтобы продемонстрировать его новаторство в области перспективы, в средневековом палаццо Мадама при помощи мультимедийных технологий реконструировали архитектуру с монументальными росписями Мантеньи. В числе реконструкций — фрески из капеллы Оветари в церкви Эремитани в Падуе, росписи Камеры дельи Спози во Дворце дожей в Мантуе и серия из девяти полотен «Триумфы Цезаря». Представление о монументальных работах Мантеньи дает и фреска «Мученичество святого Иакова», впервые экспонирующаяся после кропотливой реставрации (она сильно пострадала от бомбардировок во время Второй мировой войны). В экспозиции также представлены работы Мантеньи, созданные в 1480–1490-е годы, когда он работал при дворе Гонзага, и реконструкция грота Изабеллы д'Эсте, в создании убранства которого художник принимал участие.

Куратор надеется, что люди уйдут с выставки с ощущением, что «суровость Мантеньи очень современна». Лучшее тому доказательство — частично реконструированный дом, спроектированный художником для себя. «В нем нет роскоши, только строгая гармония окружности и квадрата. Он производит очень современное впечатление», — говорит Сандрина Бандера.

Источник: theartnewspaper.

По материалам: glavnoe.ua
Добавить комментарий:
:D :lol: :-) ;-) 8) :-| :-* :oops: :sad: :cry: :o :-? :-x :eek: :zzz :P :roll: :sigh:
 Введите верный ответ 
Комментариев (0)