Вместе с событиями на международной арене и во внутренней политике украинцы обсуждают новость от солиста группы "Антитела" Тараса Тополи и его супруги-певицы Елены Тополи . После 12 лет брака, который все считали идеальным и в котором родились трое детей, артисты решили, что « должны дальше шагать отдельно, не как муж и жена» .
Это не первый звездный развод, произошедший во время войны. Пресса уже сообщала о расторжении браков Василия Вирастюка с супругой Инной , Веры Брежневой с Константином Меладзе, Никиты Добрынина с Дашей Квитковой. Такие ситуации обычно становятся предметом общественного внимания, маленькие драмы обычных людей мало кому интересны. Между тем они происходят каждый день из-за стрессов, расстояний, перенапряжений или желания начать жизнь по-новому. Почему во время войны растет количество разводов, исследовала журналист Коротко про .
Собственные проблемы сначала казались несущественными Об « эпидемии разводов» заговорили осенью 2023 года, когда в базе данных Опендатабот появились следующие цифры: за первое полугодие количество браков сократилось на 17%, количество разводов выросло на 33%. В феврале 2025-го Минюст обнародовал статистику, по которой количество браков фактически сравнялось с количеством разводов: 150,2 на 141,8 тысяч. При этом выяснилось, что больше всего браков и меньше разводов пришлось на 2022 год: 222,9 свадеб на 91 разлуку.
– В первый год войны люди переживали отчаяние, страх, но были и надежды, что беда скоро пройдет, что жизнь вернется в привычное русло. Порядок заключения браков с военными упростили, шедшие на фронт ребята предпочитали пожениться с девушками, чтобы в случае гибели мужа вдова получила денежную помощь. Не очень счастливые в браке пары откладывали в сторону свои проблемы, потому что на фоне ракетных обстрелов они казались несущественными. Кого-то мобилизовали, кто-то шел добровольцем на фронт, кто-то искал спасения за границей, – объясняет психолог Инна Ковальская . – Тогда мало кто думал, что война способна не только разрушить внешний мир, но и перевернуть внутренний, разрезать те невидимые веревочки, которые физически и ментально держали людей друг возле друга.
О примирении даже слушать не хотят - Я сама родом из Херсона, с территорий, которые сейчас под временной оккупацией. Многие клиенты – это мои земляки или уроженцы Донецкой, Луганской областей. Кто-то из супругов остался в оккупации, кто-то уехал за границу, кто-то бродит по Украине в поиске работы или крыши над головой. Это обстоятельства, в которых тяжело держать себя в руках, – говорит адвокат Анна Тимчий . - Напряжение в отношениях растет, претензии друг к другу – тоже. Даже те, кто территориально находятся в одной местности, не могут перенести кризис. До войны у людей был общий дом, хозяйство или общий бизнес. А теперь все это пропало, ничего нет. Есть настолько тяжелое психологическое напряжение, что человек уже не может решать личностные проблемы, из которых раньше знал выход. Казалось бы, что вместе легче переживать невзгоды, а получается, что труднее.
Адвокат говорит, что чаще на развод подают женщины, в процентном отношении это 70 на 30.
- В некоторых ситуациях при нормальном положении вещей примирение было бы возможным. Но сейчас об этом даже не хотят слушать, не хотят идти к психологам или медиаторам. Людям кажется, что когда они станут свободными друг от друга, будут легче строить новую жизнь, - констатирует Анна Тимчий.
Отложенный спрос Адвокат по разводам Павел Осадчий также подтверждает, что после полномасштабного вторжения у него стало больше клиентов.
- Но я это связываю не со стрессовой ситуацией, не с тем, что начались обстрелы. Я это называю отложенным спросом. На развод подают люди, которые и до великой войны испытывали дискомфорт. Семья – это общий бюджет, общий быт, общая кровать. Если одно звено вырывается, то выходит, что брак существует только на бумаге. Когда жизнь была устойчивой, супругов это устраивали. А когда появилось расстояние – мужчина остался в Украине, женщина уехала за границу – то прошел месяц, два, три, год, и пришло понимание, что друг без друга они могут жить. Так для чего нужны эти юридические документы и формальная связь. Это и есть отложенный спрос, – говорит юрист.
Павел Осадчий отмечает, что на решение расторгнуть брак влияют, в частности, расчеты на будущее.
– Во время войны все может произойти, поэтому зачем в перечне наследников держать мужа или жену, с которой уже нет любви и совместного пребывания под одной крышей. У человека могут быть дети от первого брака, родители, у раненого военного девушка, ухаживающая за ним в госпитале в то время, как жена « боится бомб и отсиживается в безопасности» . Пренебрегать такой женщиной нельзя, но можно понять и бойца, который хочет заботы прямо сейчас, потому что до конца войны может не дожить.
Справедливость и законность не всегда пересекаются В понимание наследства, напоминает адвокат, вкладываются и 15 миллионов гривен единовременной помощи , которые получают родные павшего героя и за которые часто начинают идти суды.
– В нашей работе есть два понятия. Одно – это законность, второе – справедливость. По закону наследство получает супруга воина. Но справедливо ли это, когда ее не было рядом со смертельно раненым? Когда рассматривается дело, мы просим суд вынести и законное, и справедливое решение. Но не всегда эти категории пересекаются.
Есть еще один момент, о котором предпочитают не говорить: готовность женщин быть рядом с инвалидом без руки, ноги, с тяжелой контузией. Мы знаем множество примеров, когда украинки сверхусилиями возвращали своей любовью веру в себя и готовность к самореализации в жизни, быту, сексе. Но мир не состоит из сплошного позитива. У кого нет сил быть сиделкой или жалко себя молодую, подают на развод.
- Таких случаев достаточно много в моей практике, но закону безразлично, какова причина развода. Закон не разрешает никого держать силой. Единственное, что я могу спросить у клиента или клиентки, действительно ли это их воля – расторгнуть брак. Если ответ утвердительный, никакие морально-этические нормы не повлияют на решение суда. Может быть такое, что мужчине нравилась женщина, а потом перестала нравиться, и он больше не хочет с ней жить. Вот и женщине может перестать нравиться мужчина, который раньше ее устраивал, – объясняет адвокат Павел Осадчий.
Простая процедура На статистику разводов влияет и легкость, с которой сейчас можно расторгнуть брак. Не надо идти вдвоем в ЗАГС, не нужно лично подавать заявление в суд - все хлопоты берут на себя юристы. Интернет и соцсети полны предложениями: « Развод под ключ» , « Расторжение брака в пределах и за пределами Украины» , « Развод без присутствия в суде, без согласия супруга» . Средняя стоимость услуг в зависимости от сложности дела от 4000 до 15 000 гривен.
Юрист Анна Стрижкова , ссылаясь на свою практику, говорит, что наибольшую нагрузку по разводам имела в 2023-2024 годы, когда львиную долю клиентов составляли выехавшие за границу женщины.
– Они присылали мне свои документы, мы оформляли договор, и я представляла их интересы в суде. При этом многие женщины имели 10-15 лет семейного стажа, имели детей, но только на расстоянии обнаружили, что их брак не основывался на любви. Это была своеобразная зависимость от быта, необходимости растить детей, от мнения родственников, друзей. Когда увидели, что может быть другая жизнь, захотели от этой зависимости избавиться.
Вопрос, по словам юриста, решается достаточно просто:
– Если мужчина протестует и не появляется в суд, то после третьего заседания брак расторгается, а если нет детей, то после второго. Документ о разводе появляется в "Дії".
Между тем Анна говорит, что сейчас поток клиентов на развод заметно уменьшился.
– Такое впечатление, что кто хотел, тот уже развелся. Больше приходится заниматься последствиями – делами об алиментах и ??лишении отцовства, – отмечает юрист.
Что скажет статистика-2025, увидим в следующем году. Однако психологи предупреждают, что определенный всплеск разводов возможен после войны.
- Сейчас многие женщины ждут мужей с фронта, из плена, потому что должны ждать. Многие живут с искалеченными ветеранами, потому что так следует вести себя. Многие, к сожалению, становятся жертвами домашнего насилия, потому что он кровь проливал, и терпят, потому что в семье герой. Это браки, которые держатся на чувстве долга, это благородный, но очень тяжелый внутренний труд, – напоминает психолог Инна Ковальская. – Рано или поздно может наступить усталость.
[soc type="standart"] Можно ли развестись без суда, находясь за границей?
– Да, если желание расторгнуть брак обоюдное и нет общих детей. Находящийся за рубежом пишет заявление о расторжении брака, удостоверяет его у нотариуса и посылает тому, кто в Украине. В ЗАГС подаются два заявления.
Можно ли расстаться с пленным, без вести пропавшим?
- Да, по этому поводу недавно дал разъяснение Минюст :
- Если человек находится в плену, решение выносит исключительно суд. Иск подается по месту жительства ответчика или по месту жительства истца, если на его иждивении есть дети или истец не может приехать по состоянию здоровья. К пакету документов прилагается справка о пребывании в плену, но при наличии. То есть это условие не обязательно.
- Если человек безвестно отсутствует, расторжение брака регистрирует ЗАГС, но только при наличии решения суда о признании безвестно отсутствующим. Заявление может подаваться по месту жительства заявителя, последнему известному месту жительства пропавшего лица или по месту нахождения его имущества.
Возможен ли развод с человеком, оставшимся в оккупации?
– Тоже да. Развод происходит на основании права о подаче иска в одностороннем порядке (ст. 110 Семейного кодекса Украины). Если в браке нет несовершеннолетних детей, иск подается на подконтрольной территории Украины в суд, перенявший полномочия суда по месту жительства ответчика. Если есть дети, иск можно подавать по месту жительства истца.
Суд сообщает участникам дела о дате, времени и месте заседаний через объявление на официальном сайте Судебной власти Украины. В случае неявки ответчика решение выносится без его участия – заочно в пользу истца.
Когда заработает онлайн-развод в "Дії"?
- Минюст обещает запустить такую ??услугу с 2026 года, но воспользоваться ею смогут только пары, не имеющие общих несовершеннолетних детей, имущественных споров и оба согласных на развод. Процедура такова:
заявления с обеих сторон будут подаваться в электронной форме через Единый государственный веб-портал электронных услуг, система автоматически будет проверять и подтверждать данные через государственные реестры, согласие на развод будет подтверждаться с помощью « Дія. Підпис» , регистрация развода будет происходить через месяц в формате видеоконференции с работником отдела ЗАГС в режиме реального времени (в течение месяца со дня регистрации заявление можно будет отозвать), свидетельство о расторжении брака будет отправляться каждому из бывших супругов по почте на указанный адрес.
В Минюсте обещают, что услуга будет работать 24/7 и будет доступна из любой точки мира.