По инициативе Украины, Россию и Беларусь лишили статуса наблюдателей в Энергетической Хартии, а также приостановили временное применение Договора к Энергетической Хартии в отношении Беларуси. Об этом сообщает Министерство энергетики Украины.
Соответствующие решения были приняты на специальной сессии Конференции Энергетической Хартии, прошедшей 24 июня в Брюсселе.
Эти вопросы были включены в повестку дня сессии по настоянию украинской стороны, представленной на заседании Министерством энергетики Украины.
"После полномасштабного военного вторжения РФ на территорию Украины Министерство энергетики Украины неоднократно выступало с инициативой по лишению России статуса наблюдателя в Энергетической Хартии, а также приостановке временного применения Договора к Энергетической Хартии по Беларуси", - говорится в сообщении.
Договор об Энергетической хартии является многосторонним соглашением, подписанным около 60 странами, а также Европейским Союзом. Хартия закрепляет основные принципы сотрудничества, в частности в сфере защиты иностранных инвестиций, устанавливает транзитные правила в энергетические системы и механизмы разрешения споров между договорными сторонами, инвесторами и принимающими государствами.
"Государство-агрессор, нарушающее международные соглашения, презирающее права других государств и народов, как и его сателлит, заслуживают международной изоляции, в том числе в энергетических сообществах и организациях", - прокомментировал решение министр энергетики Украины Герман Галущенко.
Напомним, Россия и Белоруссия подписали Договор об Энергетической Хартии, однако так и не ратифицировали его. В то же время Беларусь применила Договор на время.
С начала марта, то есть почти сразу после начала российской агрессии против Украины, Энергетическая Хартия пыталась обращать внимание на рост рисков для газовых поставок в Европу. Создав контактную группу, генеральный секретарь В. Руснак предложил Энергетическую Хартию в качестве платформы для обмена информацией и повышения прозрачности транзитных потоков. Но эта инициатива по обмену данными по газовым потокам в режиме реального времени не была поддержана, в том числе Еврокомиссией.