Неоказание услуг из-за боевых действий или отключений электроэнергии вследствие российских обстрелов, является форс-мажорным обстоятельством, однако у абонентов мобильных операторов все же есть шанс получить компенсацию. Об этом заявляет адвокат Иван Либерман, передает ubr.ua.
Адвокат обращает внимание, что с одной стороны документально подтвержденный форс-мажор снимает ответственность с мобильных операторов за непредоставление услуг.
Но это не совсем так.
"Абоненты заключили договоры о предоставлении операторами определенных услуг, например, домашнего интернета или мобильной связи. Пусть даже по форс-мажорным причинам, но они не получают услуги в полном объеме. Соответственно, люди не должны платить за услуги, которые они не получили. Например, человек оплатил пользование интернетом 24 часа в сутки, а доступ к интернету у него был только 10 часов. При этом оператор снимает с абонента полную, а не частичную абонплату", – говорит Либерман.
Однако, по словам адвоката, согласно "Обычаям делового оборота" (применяемые в предпринимательстве правила поведения, независимо от того, зафиксированы они в каком-либо документе или нет, - ред. ), граждане имеют право потребовать возмещение средств, которые они заплатили за неполученные услуги.
Ситуацию также разъяснили в компаниях "Киевстар" и “Лайфселл”. Хотя мобильные операторы ожидаемо не согласны с мнением юриста.
Так, в компании "Киевстар" подчеркивают, что в связи с перебоями энергоснабжения действительно наблюдается временное отсутствие сервисов "Домашний интернет" и телевидения, а также снижение скорости мобильного интернета. В компании подчеркнули, что понимают, какие сложности для абонентов вызывают перебои в работе интернета и мобильной связи.
Но данные проблемы возникают не по вине оператора. Соответственно, пользователи вряд ли могут рассчитывать на компенсацию, утверждают в "Киевстар".
"Неоказание услуг связано с исчезновением электроэнергии в результате актов агрессии со стороны Российской Федерации. Поэтому это является форс-мажорным обстоятельством, что засвидетельствовано в письме Торгово-промышленной палаты Украины от 28.02.2022 №2024/02.0-7.1", – объяснили в "Киевстаре".
В компании “Лайфселл” также заявили, что неудобства абонентов не вызваны действиями оператора.
"Отключение электроэнергии и, как следствие, исчезновение мобильной связи – это обстоятельства непреодолимой силы в период военных действий. И мы делаем все возможное, а иногда и более того, чтобы наши клиенты были на связи", – сказала PR-эксперт отдела корпоративных коммуникаций компании "Лайфселл" Нина Ломакина.
В то же время в lifecell отметили, что оператор регулярно организовывает акции для своих абонентов и начисляет им различные бонусы.
"С начала войны мы также насчитали миллионы гигабайтов и минут для поддержки наших соотечественников в Украине и за рубежом, начисляем специальные пакеты услуг для наших военных и медиков, обеспечиваем стартовые пакеты и начисления в них для поддержки абонентов в только что освобожденных населенных пунктах Украины", – добавила Ломакина.
Напомним, юристы также разъяснили, как оплачивается работа при выключении света.