Вместо "Жигулей" по дорогам СССР могли ездить авто-"дельфины"

Культура | 16 февраля 2020, 12:12
Вместо  Жигулей  по дорогам СССР могли ездить авто- дельфины

Как два конструктора-энтузиаста едва не изменили автоиндустрию большой страны. "Жигули", "Москвичи" и "Волги"... А ведь вместо них граждане СССР могли кататься на стильных спорткарах и автомобилях-"дельфинах". Во всяком случае именно об этом мечтали ленинградские автоконструкторы-самоучки Геннадий Хаинов и Дмитрий Парфенов. Интересно, что у ленинградских Кулибиных на момент создания ими их первого концепт-кара не было даже высшего образования - Хаинов окончил судостроительный техникум, а Парфенов только пришел из армии и поступил в Ленинградский механический институт (Военмех). Рассказываем о самых интересных моделях.   1984 год: "Лаура"  Самый первый автомобиль легендарного конструкторского дуэта. Построен Хаиновым и Парфеновым с нуля и полностью вручную. - Многое приходилось делать с нуля, - рассказал Дмитрий Парфенов. - У нас, например, была идея сделать все датчики на приборной панели электронными - без табло со стрелочкой.   В 1984-м две "Лауры" были готовы. На новеньких машинах конструкторы отправились из Ленинграда в Москву. Про Хаинова и Парфенова сняли сюжет для передачи "Это вы можете". И тут завертелось! ..   1987 год: "Охта" - В 1985-м нас с Геной срочно вызвали в Москву, - вспоминает Парфенов. - Оказалось, что жена генсека Раиса Максимовна Горбачева как-то вечером за чаем увидела нас по телевизору и сказала супругу: "Миша! Ну что за ерунда? У тебя там такие ребята есть, а ты ни сном ни духом! " В Москве конструкторов встретил министр автомобильной промышленности СССР Виктор Поляков. Спросил, смогут ли ленинградские энтузиасты создать для СССР универсальный семейный автомобиль. Те уверенно ответили: сможем. Так в 1987 году появилась "Охта" - семиместный, как это назвали бы сейчас, спейс вагон. Кузов из легкого и прочного стеклопластика, трансформируемые сиденья, обтекаемая форма - нечто среднее между дельфином и летающей тарелкой.   - Передние сиденья вращались, задние могли складываться "в пол", - вспоминает Парфенов. - И таким образом получался автомобиль, пригодный абсолютно для всего - хоть для поездок на дачу, хоть для путешествий. На международном автосалоне в Женеве в 1987 году "Охта" вошла в десятку лучших мировых концепт-каров. Предполагалось, что она будет выпускаться на заводе ВАЗ мелкими партиями - по две тысячи в год. Но что-то не срослось, и в серию автомобиль не пошел - так и остался на уровне концепта.   1989 год: "Прото" После истории с "Охтой" энтузиазм друзей поугас. К тому же в коллективе - а в ту пору Парфенов и Хаинов трудились в созданной специально для них молодежной лаборатории перспективного макетирования легковых автомобилей и имели собственный небольшой штат из дизайнеров, конструкторов и проектировщиков, - наметился разлад. Последней совместной работой молодых энтузиастов стал "сельский" внедорожник "Прото" - маленький, выносливый, проходимый, способный по желанию водителя превращаться в пикап и даже кабриолет. "Прото" так же, как и "Охта", делался по заказу правительства СССР, но в 1989-м из-за нехватки денег и административных разногласий лаборатория в Ленинграде прекратила свое существование, а пути Хаинова и Парфенова разошлись. "Прото" так и остался в единственном экземпляре.   1991 год: "Гоблин" После размолвки друзья продолжали заниматься параллельными проектами, но теперь уже порознь. Так, почти одновременно появились Jump! и "Гоблин" - первые полноценные оте- чественные джип и пикап. Но если про Jump! написано и сказано много, то "Гоблин" - модель куда менее известная. Строил его Парфенов поначалу чисто для себя. - Потом "Гоблина" увидел директор Кировского завода Петр Семененко, - продолжает Дмитрий. - Ну и загорелся идеей: "Надо пускать в серию! " Я и оглянуться не успел, как он съездил в Москву, с кем-то там переговорил и добился для нас аудиенции у президента Ельцина. Через несколько дней "Гоблин" подкатил прямо к крыльцу "Белого дома". Ельцин вместе со спикером Верховного Совета РСФСР Русланом Хасбулатовым осмотрел диковинную машину, забрался в салон, проехался вокруг Дома правительства. По итогам встречи было принято решение: подготовить инвестиционную программу и запустить "Гоблины" в производство! Но… опять не сложилось: буквально через месяц грянул августовский путч. Тем не менее с конвейера к тому времени все же сошло больше сотни "Гоблинов". Один из них, например, долгие годы трудился в мэрии Санкт-Петербурга. Несколько других Парфенов предлагал оснастить инструментами для уборки дорог - поливалками, щетками - и отправить на улицы Северной столицы. Городские власти, поначалу с интересом присматривавшиеся к проекту, в итоге решили закупить для этих целей немецкие машины Unimog, куда более дорогие. СПРАВКА "КП" Геннадий Хаинов после того, как пути конструкторов разошлись, продолжал разрабатывать внедорожники, вездеходы и машины для профессионального ралли. В сентябре 2019 года самый известный автоэнтузиаст СССР скончался. Ему было всего 59 лет. Дмит­рий Парфенов в 90-е занимался разработкой бронированных автомобилей для инкассаторов. Сейчас трудится техническим директором в собственной фирме по производству военных автомобилей.

По материалам: kp.ua