Народный мемориал на Майдане: это место не только скорби, это место силы

Культура | Вчера, 08:10
Народный мемориал на Майдане: это место не только скорби, это место силы

На Майдане Незалежности увеличилось количество патрульных полицейских с оружием. С утра 16 мая они официально охраняют желто-голубые флажки, которые устилают здесь все. Народный мемориал – это неофициальное название места, где чествуют погибших героев, где плачут, молятся и проклинают врагов. Это "поле памяти" создали простые украинцы, не спрашивая разрешения властей. И власть покорилась их воле. Именно сюда, а не к гранитам или бетону 10 мая пришли склонить главы европейские лидеры Эммануэль Макрон, Кир Стармер и Фридрих Мерц.

Как создавался Народный мемориал и какова его дальнейшая судьба - в материале Коротко про.

Варвары, как правило, это психически больные По одной из версий, первый флажок с именем павшего на войне любимого в газон на Майдане воткнула девушка, по другой – парень в память о погибшей невесте. Как начиналось, наверное, мало кто помнит.

- Когда мы в мае 2022 года пришли сюда, здесь уже были флажки, - вспоминает председатель общественной организации "Серце нАЗОВні" Вера Литвиненко. – Мы сделали свои желтого цвета, потому что это символ полка, где воевал мой сын, и выложили их в форме сердца – сердца « Азова» . С того времени взяли это памятное место под свою опеку. Вот недавно делали здесь уборку.

Полицейскую охрану Народного мемориала выставили по приказу главы Киевской городской военной администрации Тимура Ткаченко. Это произошло после того, как какая-то женщина начала выдирать флаги с земли и перекидывать вазы с цветами. Вера Литвиненко говорит, что это не первый подобный случай.

– Варварами, как правило, оказывались психически больные или нестабильные люди. Есть камеры, их находили, но охрана – это надежнее. Хорошо, что хоть на третьем году войны городские власти согласились быть причастны к стихийному мемориалу. Дело не только в том, что кто-то может повредить. Дело в том, что сами люди, создавшие и продолжающие создавать это поле скорби, не всегда ведут себя вежливо. На заседаниях Координационного совета по мемориализации, в который я вхожу, мы не раз поднимали вопрос о том, что нужно установить какие-то правила и рамки. Но власти не хотели вмешиваться. Мол, там люди сами хозяйничают.

Маленькие и большие флаги Волонтеры ухаживают за мемориалом каждый день – выпалывают сорняки, прочищают дорожки между секторами, ставят на место флажки и… делают замечания.

- У нас же как это бывает – кто-то идет, чтобы выше поставить флажок в память о своем погибшем герое, и при этом валит другие флажки. А еще меня удивляет, почему люди большие флаги начали ставить. Это чтобы показать, что этот герой выше других? Эти большие флаги, когда падают от ветра, то разрушают маленькие. Волонтерам всегда есть работа…

Вера Литвиненко сожалеет, что первоначальный стиль народного мемориала нарушен. Она считает, что здесь не нужно ставить портреты, потому что фотографии выцветают, рамки ломаются. Здесь не должно быть и могильных плит, которые начали устанавливать после 2022 года. Но люди, которые приходят поклониться павшим защитникам, об этом не очень задумываются.

Мемориал на Майдане – это не только место скорби. Здесь нет мертвых, здесь живут души воинов – погибших, но не покоренных. Это место силы.

Традиция жива и должна жить Больше всего болит – это стремительность, с которой разрастается народное место уважения. Флажки, портреты, лампадки, цветы заняли уже все газоны, окружив фигуру казака Мамая. Страшно вообразить, что будет, если война скоро не закончится. А когда закончится, что произойдет с этим поминальным разнообразием? Народные мемориалы – это давняя традиция. В разных странах они возникали на местах трагедий, катастроф, гибели выдающихся людей, а затем в основном перерождались в официальные памятники.

- Мы не можем предположить, что с нами будет завтра, так и не надо слишком далеко заглядывать в будущее, - говорит Вера Литвиненко. – Можно, конечно, помечтать, что все зальют бетоном, что-то начнут строить и кто-то себе на этом заработает. Но пока должно быть, как есть. Место памяти постепенно упорядочивается. Проложены дорожки, бригады разбивают газоны на сектора и ухаживают за своими участками. Флажки, которые мы ставили в 2022-м, до сих пор сохранены, раз в два года их следует менять. Есть не подписанные флажки, их можно убрать, чтобы освободить больше места.

… Здесь каждый день зажигают лампадки и ставят в вазы цветы. Осматривая волнующееся от ветра желто-голубое море, только здесь можно постичь весь ужас войны. Тысячи флажков – это тысячи судеб, которые никогда уже не сбудутся.

– Этот мемориал возник по инициативе людей, которые приходили на Майдан. Он не был санкционирован органами государственного управления, он действительно является народным. Мы видим, что президент приводит сюда уважаемые делегации, и это свидетельствует, что традиция, основанная народом, жива, она должна жить дальше, - отмечает историк, воин ВСУ Александр Алферов.

Но Александр напоминает, что материал, из которого создан мемориал, не вечен.

– Приведу пример такого народного мемориала на Аллее Героев небесной сотни. Он тоже возник стихийно – родственники ставили фотографии, свечи, а затем комплекс свели до минимальной архитектуры. Также уже сейчас нужно думать о том, как сохранить мемориал и заодно сделать его элементом архитектуры Майдана Незалежности и всего Киева. Место памяти находится на оживленном перекрестке, где всегда много людей, туристов, иностранных делегаций. Без ухода, без защиты, оно может уподобиться старому деревенскому кладбищу с выцветшими фотографиями и искусственными цветами.

По убеждению Александра Алферова, уже сейчас нужно думать – власти, архитекторам, художникам, общественности - над проектом, который позволит Народному мемориалу сохранить свою уникальность и не превратиться в прах.

[h5_tt class="orange_h5_title" text="А как в мире"] Америка После террористической атаки 11 сентября 2001 года на башни Всемирного торгового центра люди приносили на развалины в Нью-Йорке цветы, фотографии погибших, свечи и записки. Со временем здесь был построен National September 11 Memorial & Museum – официальный музей и мемориал. Строительство продлилось с 2006-го по 2014 год, согласие на него дали и родственники погибших.

Великобритания Британцы со скорбью восприняли известие о гибели принцессы Дианы. Тысячи людей несли в Букингемский и Кенсингтонский дворцы цветы, свечи, детские игрушки. В 2000 году в честь народной любимицы был открыт Princess Diana Memorial Playground – детская площадка с прогулочным маршрутом и фонтаном.

Франция После теракта в редакции Charlie Hebdo (2015) парижане приносили в здание редакции и на площадь Республики – символы свободы слова: плакаты и карандаши, а также цветы. Вандалы несколько раз разрушали народный мемориал, но люди его восстанавливали.

РФ С 2015-го по 2017 год на Большом Москворецком мосту коммунальщики 70 раз уничтожали народный мемориал памяти оппозиционного политика Бориса Немцова, но люди восстанавливали его снова. До сих пор в день убийства Немцова на мосту появляются цветы и собираются оппозиционеры.

По материалам: kp.ua