Окрестности села Елино в Черниговской области в двух километрах от границы с Россией сегодня напоминают дикую пустыню, утыканную воронками от взрывов и неразорвавшимися снарядами. Вокруг – ни души, все жители Елино давно выехали, остались обугленные дома и периодически полыхающие после очередного попадания хаты-развалины.
Большая война дважды прошла рядом Этому селу в украинско-российском пограничье прилично досталось, как и сотням других вблизи кордона. Хотя начало полномасштабного вторжения здесь прошло относительно тихо. Местные видели, как где-то на горизонте взлетали самолеты, направляясь бомбить Чернигов, затем сделав свое черное дело – возвращались. Люди признавались: как будто смотрели фильм ужасов.
Пережило Елино и кратковременную оккупацию в том же 2022 году. Ну как пережило? Вражеские танки и БТР просто прошли сквозь село и двинулись дальше. Тогда, до освобождения, какое-то время пришлось пожить в изоляции, снабжения никакого не было, выручали дары леса да молоко от коров-кормилиц. Местные выдохнули: опять большая война только напугала, но прошла мимо.
Сейчас признают – сами себя « сглазили» , настоящий ад наступил для тихого и мирного населенного пункта со 2 января 2023 года, когда снаряды всех калибров летели по нему смертоносным дождем. Убежища (а подвалы назвать полноценными убежищами можно лишь с большой натяжкой) здесь не гарантировали безопасность. Спустя месяц после начала обстрелов четыре человека погибли после прямого прилета в подвал. Среди жертв того попадания - супружеская пара из Лисичанска Луганской области, сбежавшая от войны в тихие черниговские леса. Пятому посчастливилось выжить. После этого случая из села уехали почти все жители – оставались только две бабушки. Сейчас, как поделился с Коротко про староста местного совета Александр Артюшенко , там нет ни одного живого человека.
Село как будто повторяет свою же судьбу времен Второй мировой войны. Тогда из-за активной работы партизан, за что село и получило статус партизанского, его полностью сожгли. Огонь испепелил село 23 марта 1943 года. Из 300 жителей многие были убиты фашистами, остальные угнаны в Германию. После 1945 года они вернулись, вдохнули жизнь в родную землю, возродили село. И вот снова…
Вражеские « подарки» не прятались Чтобы быть спокойным за жизнь и здоровье 170 жителей Елино, которые сюда рано или поздно вернутся, староста Турьянского округа 36-летний Александр Артюшенко сам искал снаряды, притаившиеся на обочинах и посреди дорог, в садах, возле старой школы или клуба. До его родного села Турья долетало реже – оно расположено на 14 км вглубь области. Но и Турья, и Елино входят в одну территориальную громаду, которой и руководит Александр Артюшенко. Мог староста отсидеться дома, но чувство долга оказалось сильнее. Своим детям объяснил технику безопасности и строжайше запретил приближаться к незнакомым предметам. В леса и поля – ни в коем случае! Выезжать жена и маленькие сыновья без главы семьи отказались.
Искать железных убийц долго не приходилось – они не прятались. Некоторые улицы и подворья были сплошь усыпаны ими, как конфетти на Новый год.
- Один житель, когда еще не все разъехались, вышел утром в сад, глядь – а на его яблоне дрон примостился, - вспоминает в разговоре с Коротко про Александр Артюшенко. – По селу лупили со всего, чего можно – из « Градов» , « Ураганов» , много было применено кассетных снарядов. В палисадниках зарылись фугасы, в огородах торчат хвостики ракет. Эхо войны там и сегодня осталось.
Сам Александр территории не разминировал, только осматривал и, когда находил очередной « подарочек» , вызывал спасателей.
Снаряды без взрывчатки в селе называли « беззубыми» , те, которые могут рвануть, соответственно, « зубастыми» . Так Александр и передавал информацию спасателям.
- Чтобы понять, опасен ли, к примеру, дрон, надо поднять и разобрать носовую часть, там находится взрывчатка, - отмечают местные. – Но самому лезть не стоит – пусть работают профессионалы.
Сколько смертоносных находок было обезврежено благодаря ему, Александр не считал. Да и зачем, важнее, сколько жизней спасено в результате своевременного обнаружения и утилизации взрывчатки.
- В нашем округе по безопасности в Елино была наихудшая ситуация. Она и сейчас там такая. Из 202 домов осталось целых восемь, - отмечает Александр Артюшенко. – Людям и возвращаться, по сути, некуда.
Сейчас свой поиск Александр приостановил, военные не советуют, да и в ближайшей перспективе возвращение людей сюда не планируется. Но полностью останавливаться староста не собирается. Говорит, всему свое время.
Уже почти два года в Елино в опустевших сырых помещениях с выбитыми окнами слышится только завывание ветра. Стук шагов местных и веселый смех детей умолк если не навсегда, то точно надолго.
Хотел делать дороги, но пришлось искать мины В свою пятилетку у руля Турьянского округа Александр Артюшенко планировал сделать, наконец, дороги – вечная беда не только в Черниговской области , но и по всей стране. Он на посту старосты с 2020 года.
- Уже подошли к решению этой проблемы вплотную, в 2022 году должны были как раз начать делать проектную документацию, но… Сами знаете, как тот год начинался, - вздыхает староста. – И на этом все. Приоритеты у нас были другие до войны. Сам дважды подсыпал эту дорогу, она – не местечковая, государственного значения. Это смехотворно, конечно, но хотя бы на пару месяцев хватало... На эту тему я могу говорить часами.
Сейчас же вместо ям на дороге старосте приходится засыпать огромные воронки. И надеяться, что их количество не будет увеличиваться, а главное – что жизнь и здоровье местных, когда они сюда вернутся (а Александр в этом ни на секунду не сомневается), будут в безопасности.