Украинцы стали пить меньше молока, а европейцы подсели на украинское сливочное масло

Экономика | 21 января 2018, 01:05
Украинцы стали пить меньше молока, а европейцы подсели на украинское сливочное масло

"КП" в Украине" вместе с экспертами разбиралась, существует ли взаимосвязь между этими двумя фактами и что из них первично. В 2017 году потребление молока и молочных продуктов украинцами составило 188,5 кг на человека.  Это на 21 кг меньше, чем в прошлом году, и является самым низким показателем за всю историю независимой Украины, подсчитали в Экономическом дискуссионном клубе. В прошлом году отечественное производство молочных продуктов продолжило падать, а поголовье коров – сокращаться. Что же происходит? - Раньше украинская молочная промышленность производила много твердых сыров и продавала их в СНГ, теперь в РФ наш сыр не покупают, - разъясняет президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – Поэтому сейчас нашей молочной промышленности не нужно так много молока. В результате с 2014-го резко упала закупка сырья, к тому же закупочные цены установлены очень низкие. У нас переизбыток молока – гораздо больше, чем нужно для внутренних потребностей. В результате начали резать скот. Но несмотря на сокращение поголовья, экспорт молока продолжает расти и уже превышает объемы импорта в натуральном выражении в 6,5 раз. Эксперты говорят, что это прежде всего связано с ростом продаж за рубеж сливочного масла: в прошлом году его продажи выросли в 2,5 раза и составили 80% от всего экспорта молочной продукции. Как же связаны между собой сокращение потребления внутри страны и увеличение экспорта? И что из этих двух факторов первично? Мы стали меньше есть молочных продуктов, потому что производители все отправляют на экспорт, или наоборот: производители уходят на внешние рынки, поскольку не могут сбыть продукцию вннутри страны? - Сначала возникают проблемы на внутреннем рынке, и только потом начинает расти экспорт. Так происходит практически всегда за очень редким исключением, - рассказал в комментарии "КП" в Украине" генеральный директор Украинской ассоциации торговых сетей Алексей Дорошенко. – Так что первично падение покупательской способности внутри страны. И уже после этого производители начали искать выход во внешних рынках. Кстати, по словам Алексея Дорошенко, бытующее мнение о том, что наши производители чуть ли не "озолотились" на экспорте, ошибочно. На самом деле, на нем можно не так уж много заработать, ведь цены на украинском и европейских рынках постепенно сравниваются. Плюс расходы на разрешительные документы, сертификацию, транспортировку. Так заработки выходят далеко не заоблачными. Если говорить о молочке, то самым выгодным экспортным продуктом для производителей сегодня действительно является сливочное масло – разница в ценах на него в Украине и Европе составляет 20-25% и выше.

По материалам: kp.ua