Бюджет-2026: что с ним не так

Экономика | Сегодня, 15:58
Бюджет-2026: что с ним не так

Верховная Рада Украины во втором чтении приняла Закон Украины « О Государственном бюджете Украины на 2026 год» . Документ передан на подпись президенту.

Это уже пятый бюджет во время полномасштабной войны. Главный финансовый документ страны определяет приоритеты государственной политики на следующий год: оборону и безопасность, устойчивость государства, социальную защиту граждан, развитие образования, здравоохранение, поддержку экономики. Но вместе с тем бюджет, который долго не могли принять из-за множества критических замечаний, не стал намного лучше – что же приняли и почему он получил столько критики (в частности, в ожидании беспрецедентной международной помощи) – разбиралась корреспондент Коротко про .

Доходы и расходы Доходы на следующий год запланированы на уровне 2 трлн 904,6 млрд грн (+402 млрд грн к 2025 году), расходы – 4 трлн 824,1 млрд грн (+121,2 млрд грн). Соответственно, потребность во внешней поддержке составляет 2 трлн 79 млрд грн.

Главными приоритетами Бюджета-2026 являются:

оборона и безопасность – 2 трлн 807,1 млрд грн (27,2% ВВП);

ветеранская политика – 18,9 млрд грн;

социальная защита – 468,5 млрд грн;

образование – 278,7 млрд грн;

наука – 20,1 млрд грн;

здравоохранение – 258,6 млрд грн;

поддержка ВПЛ – 72,6 млрд грн;

демографические программы – 24,5 млрд грн;

поддержка экономики – 51,8 млрд грн;

жилищная политика – 47 млрд грн;

агросектор – 14,1 млрд грн (+4,5 млрд грн).

« Несмотря на все вызовы, Украина остается действенным государством - мы боремся, работаем и выполняем свои обязательства перед людьми. Этот бюджет обеспечивает финансирование обороны, социальной поддержки и развития экономики. Все имеющиеся ресурсы страна направляет на главное – защиту и обороноспособность Украины» , - подчеркнул министр финансов Украины Сергей Марченко.

Образование, наука, здравоохранение С 1 января 2026 г. зарплаты педагогических работников вырастут на 30%, а с 1 сентября - еще на 20%. Об этом сообщила заместитель руководителя Офиса президента Елена Ковальская . По ее словам, на повышение зарплат учителям в Бюджете-2026 заложено 64,6 млрд грн.

На науку запланировано 20,1 млрд грн (в первом чтении было 19,9 млрд грн). Эта сумма включает в себя финансирование для поддержки проектов молодых ученых и поддержки лучших научных учреждений; создание центров оборонных исследований; выполнение разработок по заказу бизнеса.

На здравоохранение планируют потратить 258,6 млрд грн. Речь идет о планах увеличить зарплаты врачам первичной и экстренной медицинской помощи, медикам прифронтовых регионов. Не отказались в правительстве и от идеи чека для граждан: с 1 января 2026 года в Украине заработает программа бесплатных медицинских осмотров для граждан в возрасте от 40 лет. Для того, чтобы пройти расширенный скрининг состояния здоровья, участники получат 2000 грн безналичной помощи. На реализацию программы медицинских скринингов выделено 10 млрд грн.

Как воспользоваться этими деньгами, мы писали здесь .

Курс и инфляция В Госбюджете на 2026 год заложен средний курс доллара на уровне 45,7 грн. В Нацбанке неоднократно объясняли, что заявленный в бюджете курс доллара не является прогнозом или целью регулятора. Это просто расчетный показатель.

Эксперты, опрошенные Коротко про , считают, что среднегодовой курс в 2026-м будет колебаться в пределах 46-48 грн за доллар. В течение года возможны краткосрочные проседания до 49 грн, но причин для обвала национальной валюты на сегодняшний день нет.

Напомним, что в Бюджетной декларации на 2026-2028 годы прогноз курса доллара на конец 2026-го составляет 44,8 грн.

В макроэкономических показателях бюджета инфляция на 2026 г. указана на уровне 9,9%. То есть, говорят экономисты, выход на таргет НБУ в 5% снова откладывается. При этом даже при столь высоких показателях Минфин немного « играет» с цифрами, приводя индекс потребительских цен « декабрь к декабрю» , формирующий заниженные представления о реальной инфляции.

Например, по последним показателям Госстата инфляция « октябрь к октябрю» составляет 10,9%, тогда как среднегодовая инфляция (январь-октябрь 2025 по январь-октябрь 2024) – 13,6%.

Минимальная зарплата и прожиточный минимум Документ предусматривает увеличение "минималки" с 1 января 2026 года с 8000 до 8647 гривен, то есть даже не индекс потребительских цен.

Что касается увеличения средней зарплаты до 30 032 грн, то есть +4146 грн до 2025 года, то эксперты объясняют это ростом в базе учета бюджетного сектора и вымыванием частного, который все больше уходит в "тень".

Общий показатель прожиточного минимума вырастет с нынешних 2920 грн до 3209 грн. Это больше, чем было предусмотрено Бюджетной декларацией на 2026-2028 годы: по этому документу прожиточный минимум должен увеличиться в 2026 году до 3171 грн.

Для основных демографических и социальных групп населения прожиточный минимум на одного человека с 1 января 2026 составит:

дети до 6 лет – 2817 грн, дети 6-18 лет – 3512 грн, трудоспособные лица – 3328 грн, лица, утратившие трудоспособность – 2595 грн.

Как видим, суммы остались слишком малы. Прожиточный минимум должен устанавливаться на уровне, обеспечивающем физиологические и социальные потребности человека, но на практике суммы чуть более 3 тыс. грн не хватает даже на то, чтобы покрыть минимальные затраты на питание и оплату коммуналки.

Неудивительно, что для себя чиновники прожиточный минимум прописали отдельно. В частности, прожиточный минимум для трудоспособных лиц, применяемый для определения базового размера должностного оклада судьи, должностного оклада прокурора окружной прокуратуры, должностных окладов работников других государственных органов, оплата труда которых регулируется специальными законами, других работников государственных органов, а также работников налоговых и таможенных органов на уровне, установленном для соответствующего государственного органа на 31 декабря 2025 года.

ЧТО ЕЩЕ НЕ ТАК?

Показатели документа: несправедливые и катастрофические "Личный прожиточный минимум "– это далеко не все раздражающие показатели бюджета. В соцсетях живо обсуждается решение нардепов поднять себе зарплату до 200 тыс. грн.

"Где сокращение государственного аппарата на 30%? Население в стране менее 30 миллионов, а до полномасштабки было 42 миллиона. Вы еще увеличиваете госаппарат, чтобы побольше уклоняющих греть, которые ничего не создают, не являются доходной частью государства, и это за средства налогоплательщиков» .

« Зарплата в 200 тысяч нардепам выглядит аморально! »

Где повышение заработной платы работникам социальной сферы?

« Зарплату народным избранникам до 200 тысяч? Когда вы уже понажираетесь? »

Немалую критику вызвало и продолжение финансирования « Единого марафона» .

Но, по мнению экспертов, в бюджете действительно катастрофические показатели. В первую очередь речь идет об ожидании почти 3 трлн грн от международных партнеров – это беспрецедентная цифра.

« В следующем году Украина потребует международного финансирования в сумме 2,79 трлн грн, – отметил аналитик Алексей Кущ. – По прогнозу, дефицит государственного бюджета предусматривается на уровне до 18,4% ВВП, что на 3,9 в. п. меньше, чем в 2025 году. То есть внутренняя бюджетная дыра составляет $45-50 млрд в зависимости от обменного курса гривны» .

По словам аналитика, украинское правительство находится в "теплой ванне" внешнего финансирования, чувствуя себя не девелопером экономики военного времени, а регулятором на перекрестке финансовых потоков. Впрочем, ситуация с внешним финансированием в 2026-м может стать холодным душем, считает эксперт.

Относительно налоговых поступлений они прогнозируются на уровне 2,47 трлн грн с 2,89 трлн грн общих поступлений, то есть 85%, продолжает Алексей Кущ. Это почти довоенный показатель, который в 2021 году составил 87%. То есть в следующем году на фоне продолжения боевых действий мы возвращаемся в довоенную структуру налоговых поступлений, что, по мнению эксперта, создаст значительный фискальный шок для экономики.

« Интересно, что в планах налоговых поступлений рентная плата и плата за использование других природных ресурсов составляет всего 59,5 млрд грн. Межгосударственное же налогообложение внешней торговли предоставит в бюджет мизерные 72 млрд грн за счет ввозных (62 млрд грн) и вывозных (9,5 млрд грн) пошлин. Последний показатель особенно вопиющий: для сырьевой страны такого масштаба собирать только 9,5 млрд грн за счет вывозных пошлин недопустимо, – приводит цифры аналитик. - Внутренние налоги на товары и услуги составят 1,4 трлн грн, или 57%, остальные – это условно налоги на граждан, преимущественно на труд. Можно сказать, что население и бизнес несут налоговую нагрузку примерно пополам» .

И все это на фоне раздутого социального, инфраструктурного, институционального, секторального экономического бюджета на 2 трлн грн, в частности в виде "Единого марафона", содержания правительства, парламента и т. д. А раздуты они потому, объясняет Кущ, что финансируются снаружи, и здесь главное - « нарисовать побольше» .

Едва ли не единственный плюс такого бюджета заключается в том, что его приняли, и здесь все по старой схеме: лучше хоть какой-то бюджет, чем никакого. Если бы бюджет не был проголосован, страна бы оказалась на пути к еще большему кризису : к политическому добавился бы экономический, а там, не исключено, что и военный. Блокировка бюджета, когда уже горят все дедлайны, - это невыплата зарплат учителям, врачам, военным, задержка соцвыплат, сокращение программ помощи и т. д.

Другой вопрос – почему каждый год наши нардепы, которые не забывают поднимать себе зарплаты, такие важные вопросы откладывают на последние дни.

По материалам: kp.ua