7News

Херсонские фермеры на линии огня: В небе - дроны, на земле - «лепестки», но черешню вырастим

Культура | Сегодня, 07:14
Херсонские фермеры на линии огня: В небе - дроны, на земле - «лепестки», но черешню вырастим

Херсонская область уже три года страдает от постоянных обстрелов . В последнее время, по словам местных, ситуация ухудшилась до такой степени, что даже на улицу выходить страшно. Это еще если есть из чего выходить – села вблизи Днепра разрушены полностью. Немногие оставшиеся – это старики, которым деваться некуда.

Но есть и те, кто здесь по другим соображениям. Среди них – местные фермеры, которым больно бросать взращенные с любовью сады и хозяйства, куда вложены десятилетия труда. Корреспондент Коротко про пообщалась с херсонскими фермерами не только о текущей ситуации с обстрелами, но и о том, ждать ли в этом году знаменитых херсонских арбузов, черешни и других даров этого солнечного края.

Работают под зависшими в небе дронами и обстрелами артиллерии Анатолий Поливяный до недавнего времени жил в 3,5 км от реки Днепр. До войны – живописное место, речка близко, правда, подступы к воде охраняют 30-метровые скалы. Когда с началом полномасштабного вторжения начались обстрелы, жизнь местных превратилась в кошмар. А сегодня здесь уже и людей почти не осталось. Село Анатолия разрушено практически полностью. Сюда добивает артиллерия – снарядов у противника, по словам жителей, хватает крошить и дома, и сады с полями, сельхозтехнику и машины. Все это – в сочетании с « шахедами» и сбросами бомб.

Какое-то время Анатолий, сжав зубы и отослав жену с дочкой в « безопасную» область, крепился, а прошлой осенью после очередного обстрела все-таки переехал. Правда, недалеко – за десять километров. Попрощаться со своим садом он не смог.

- Я люблю свой край, я здесь родился, вырос, - с болью произносит в разговоре с Коротко про Анатолий. – Эти деревья для меня как дети. Кто-то привязан к животным, не может их бросить, а я к деревьям. По саду что могу сказать: в этом году у меня очень хорошо завязалась черешня – ее будет много. Также есть персики. Яблоки тоже есть. Абрикос был, но ударил мороз - осыпался.

Свой товар в прошлом году Анатолий возил в Кривой Рог. В том числе и арбузы .

- У меня хорошие арбузы были, - отмечает фермер. – В августе тогда еще прошли дожди, они « перезагрузились» и дал еще один урожай. Последние в конце октября вывозил на продажу. Как будет в этом году, пока не знаю – засуха. Без влаги арбуз не растет, так что если нет полива, стоит приготовиться - урожая не будет. Также и холода влияют – при низкой температуре растения не развиваются.

Но прогнозы по арбузу все же делать пока рано, время есть. В этом году Анатолий собирается засеять баштанными десять гектаров.

Села нет, но сад остался Б оевые действия , которые с каждым днем на юге усложняются, заставляют местных  задуматься о переезде в западные области, несмотря на любовь к своему делу и природный оптимизм.

- У нас тут даже не первая линия, а ноль, - вздыхает Анатолий. - Днепр – серая зона. Как в Покровске. Моего села нет. Людей почти нет. Недавно приезжал туда на мотоцикле – так приходилось спешиваться и воронки самому засыпать, чтобы проехать. Постоянно над тобой висят дроны-корректировщики. На трассе еще и на блокпостах держат – пропускают только по прописке. А стоять и ждать "прилета" – кому это понравится? Раньше еще можно было работать в туман и в дождь, но сейчас они уже адаптировались и бьют в любую погоду.

По словам Анатолия, жить в зоне до 40 км от Днепра опасно – это как лотерея: надеяться можно только на бога и удачу. Сюда арта с легкостью добивает. Получше – это уже от 60 км. Но тут свои опасности – дроны и бомбы.

- Меня осенью контузило – прилетело в сад, когда я там работал, - отмечает Анатолий. - С корнем вырвало черешню и отбросило на несколько метров. Они стреляют 122-м калибром и 150-м. Это был 150-й. Повезло – там осколки разлетаются в двух направлениях, на меня не полетело. Бьют САУ (самоходная артиллерийская установка. – Авт. ) и гаубицами. Гаубица – это хуже, там тяжелее "приход", и « выход» ты слышишь уже вместе с "приходом". А если САУ- слышишь "выход" и уже знаешь: у тебя две секунды, чтобы упасть и открыть рот – чтобы барабанные перепонки не лопнули.

Последний из оставшихся фермеров В саду Анатолий работает только вручную. На технике нельзя – по ней может прилететь уже через минуту. Свою он успел спасти – отогнал еще осенью в другое место. Говорит: над тобой практически постоянно висят дроны-корректировщики. Приходится постоянно передвигаться – тогда через полминуты-минуту прилетит на тот квадрат, где ты только что был. Но это – « на удачу» . Был случай, когда во время работы с еще тремя людьми в саду туда прилетело восемь снарядов. Чудом обошлось без жертв.

- На Пасху вот « дали» перемирие, и мы немного вещей своих смогли вывезти, - отмечает Анатолий. – У меня три дома в моем селе, и все разбиты. В свое село Анатолий вынужден ездить почти каждый день – как раз сезон, деревьям нужен уход. Передвигается на мотоцикле – на машине опаснее. - Мотоцикл под деревом не так будет видно, - объясняет Анатолий. – Всегда надо смотреть вверх – чтоб над тобой ничего не висело, и вниз – чтобы не было « лепестка» . И прислушиваться - нет ли « выхода» .

На своей линии от Днепра сейчас Анатолий уже остался один. Остальные фермеры бросили хозяйства и выехали.

КСТАТИ А вот с пшеницей ждут проблем . Из-за тех же холодов она померзла, так что зерновых, по словам херсонских фермеров, у них почти не будет. Пересевать ее нет смысла – нет дождей, рассчитывать не на что.

- У нас заморозок был 7-8 мая, - отмечают фермеры из Херсонской области. – Пшеница поднялась на 25-30 см и уже была в « колосочке» . И вот вымерзла, колоски будут пустые. Нет массы, высоты, стебля...

Подсолнух фермеры сеют. Тоже на свой страх и риск из-за отсутствия влаги на юге. Где-то уже взошел, где-то еще ждут всходы. Если не пойдет дождь - он тоже погибнет.

По материалам: kp.ua
Добавить комментарий:
:D :lol: :-) ;-) 8) :-| :-* :oops: :sad: :cry: :o :-? :-x :eek: :zzz :P :roll: :sigh:
 Введите верный ответ 
Комментариев (0)