7News

$800 тысяч за виллу с секретами: во Львове продают уникальный дом начала XX века

Культура | Вчера, 07:02
$800 тысяч за виллу с секретами: во Львове продают уникальный дом начала XX века

Пройти мимо, не обратив внимания на это здание , невозможно. Историческая вилла на улице Котляревского возле Кастеливки во Львове отличается даже на фоне тоже довольно интересных особняков, окружающих ее, где каждый камень может рассказать о прошлом их выдающихся создателей и владельцев.

Особняк от создателя львовского вокзала Кастеливка – небольшая местность примерно в 20 минутах ходьбы и от центра, и от железнодорожного вокзала. Старинный особняк, о котором идет речь, создал архитектор и дизайнер Владислав Садловский, родившийся и работавший во Львове до середины XX века. Что примечательно, эта вилла-конструктор, которая как будто собранная из разных частей, является единственным жилым зданием в списке архитектурных достижений Садловского. На такие « мелочи» , как частное жилье, создатель каменных сооружений не разменивался – занимался более масштабными проектами. Комплекс львовского вокзала – его рук дело, как и львовский дом музыкального общества, промышленной почты – сегодня колледж декоративного искусства имени Ивана Труша, часовни и дворцы и другие сооружения. Впрочем, для живописца Зигмунта Розвадовского, тоже уроженца Львова, Садловский сделал исключение и спроектировал ему дом.

Сейчас вилла Розвадовского выставлена на продажу. Ее оценили в 800 тысяч долларов. Корреспондент Коротко про поговорила с историком архитектуры Татьяной Казанцевой и заглянула за дверь причудливой виллы на улице Котляревского, так отличающейся на фоне других. - Это уникальный объект, особенно ценный в художественном плане. Это единственная вилла, спроектированная Владиславом Садловским, - начинает экскурсию Татьяна Казанцева. Первое, на что хочется обратить внимание, это окна. Одинаковых нет: одно арочное, соседнее – круглое, другие – прямоугольные разных размеров. Некоторые – огромные, что также нечасто встретишь. Но это объясняется родом деятельности владельца: для работы над красочными батальными картинами требовалось, конечно же, больше света, чем для прочитывания газеты в кресле-качалке.

- Зигмунт Розвадовский – известный львовский живописец, баталист, - рассказывает Коротко про Татьяна Казанцева. – Если вы рисовали, то знаете, что при лампах совсем не та колористика. Он жил по соседству, а позже построил для себя эту жемчужину – похожих вилл во Львове больше нет. Здесь интересная асимметрическая композиция. Можно увидеть неоготический стиль с башнями, что говорит о том, что архитектор искал, как вписаться в эту местность, застроенную зданиями по проектам архитекторов Ивана Левинского и Юлиана Захаревича. Также есть элементы в стиле барокко. Это то новое, что только в начале XX века начинает появляться во Львове: плавные абрисы жилых зданий.

Мастерская в стиле Божьего архитектора Также дом снабдили портиками в стиле барселонского модерна, в котором творил испанский архитектор Антонио Гауди, автор проекта католического храма Святого семейства в Барселоне – самого высокого среди христианских соборов, который, кстати, до сих пор не завершен. Гауди прозвали Божьим архитектором из-за религиозных мотивов его работ.

Виллу Розвадовского закончили в начале прошлого века. Это здание с двумя жилыми этажами, а также с цокольным этажом и чердаком. Есть гараж и дворик на две сотки.

В советское время с 1927 года в ней работало консульство СССР. Есть и свои « страшные» истории, как и у многих львовских зданий: здесь убили секретаря консульства, 23-летнего Алексея Майлова. По ошибке: члены ОУН замахнулись на убийство самого консула - 34-летнего Михаила Голуба. Но исполнителя его фотокарточкой или подробным описанием не снабдили, и исполнитель - студент Николай Лемык - застрелил того, кто открыл дверь и представился консулом – Алексея Майлова. Впрочем, это даже больше понравилось заказчикам – оказалось, что секретарь был еще и подосланным по распоряжению Сталина агентом, за что Лемык получил благодарность от Романа Шухевича. Консульство в вилле Розвадовского проработало до 1939 года. Сам студент получил пожизненное, сбежал из тюрьмы в начале Второй мировой войны, но был убил гестапо в 1941 году.

Таинственный жилец Первый хозяин виллы Зигмунт Розвадовский – ученик выдающегося польского художника-баталиста чешского происхождения Яна Матейко. Некоторые картины Розвадовского сейчас хранятся в Львовской картинной галерее и Львовском историческом музее. Это не единственный известный творец, который создавал свои работы в этих помещениях.

- В межвоенное время в вилле арендовал помещение Ян Розен – всемирно известный живописец, который в том числе создавал роспись Армянской церкви во Львове, - продолжает рассказ Татьяна Казанцева. – Его мастерская была на втором этаже. Сам он жил в доме напротив, а на вилле творил и занимался со своими учениками. Это был очень таинственный художник, и о его личной жизни мы ничего не знаем. Было бы интересно провести там реставрационные исследования, найти росписи в мастерской. Владелец виллы говорит, что, когда они заехали, там никакой росписи не было. Но это вовсе не значит, что ее не было вообще.

Татьяна Казанцева считает, что новых владельцев могут ждать неожиданные открытия - неизвестные рисунки Яна Розена или Зигмунта Розвадовского. Едва ли живописцы ничего не оставили после себя в этих стенах.

Сам Ян Розен занимался фресками – они есть также в костеле кармелиток и часовне дворца католического архиепископа во Львове, в летней резиденции Папы Римского возле Рима, в соборе Сент-Луиса в США, англиканских соборах в Вашингтоне и Сан-Франциско и в других местах.

- Ян Розен мало что оставил здесь после себя. Он был очень скромным художником, хотя и очень известным, - отмечает Татьяна Казанцева. - Во время Второй мировой войны он эмигрировал в Америку, а его имущество выбросили из мастерской и сожгли.

В доме напротив жилье Яна Розена размещалось, по предположению Татьяны Казанцевой, на втором или третьем этаже. На первом обычно не жили – это было непрестижно.

- Ян Розен был профессором Львовской политехники, и в этом доме как раз жили сотрудники университета, - добавляет наша собеседница.

До замка по цене не дотягивает После Второй мировой в советское время помещения виллы находились в коммунальной собственности и были разделены между жильцами. На первом этаже обустроили санузлы, ванную – на втором этаже.

Цокольный этаж – как отдельная квартира. Когда-то здесь жил сторож.

Столетнее здание сохранилось в хорошем состоянии – даже паркет не скрипит.

- Архитектор Садловский был мастером железобетона, в здании до сих пор ни единой трещины, - отмечает Татьяна Казанцева. – Вилла в идеальном состоянии.

Также вилла может похвастать уникальной плиткой – такая во Львове есть еще только в одном здании.

- Если архитектор Иван Левинский, который также работал над зданиями на Кастеливке, плитку возил вагонами, то Жихович, владелец фирмы, которая строила виллу Розвадовскому, закупал ее меньше, что и сделало интерьер виллы таким же уникальным, как она сама, - отмечают львовские экскурсоводы.

Сохранилось и кое-что из мебели – кухонный креденс, стол.

Так что 800 тысяч долларов - примерно четыре-пять больших квартир во Львове в хорошем районе – получается, вовсе недорого по нынешним-то временам.

По материалам: kp.ua
Добавить комментарий:
:D :lol: :-) ;-) 8) :-| :-* :oops: :sad: :cry: :o :-? :-x :eek: :zzz :P :roll: :sigh:
 Введите верный ответ 
Комментариев (0)