Главный военачальник Владимира Путина – осужденный преступник и руководитель российской армии наемников «Вагнера» Евгений Пригожин – в последнее время привлекает внимание к углублению трещин в военном аппарате Москвы. Лишь в первой половине мая его заявления с целью саморекламы оставили впечатление не только о растерянности режима, но и о его потенциальной дезинтеграции.
Сначала Пригожин угрожал вывести из Бахмута своих наемников «Вагнера», многие из которых – это российские заключенные, воюющие ради обещания получить свободу, если они выживут в жестокой битве на востоке Украины. Затем он отказался от этой угрозы. А еще через некоторое время повторил ее, пишет Washington Post в редакционной статье.
При этом он сделал то, что было широко истолковано как публичный удар по Путину, своему покровителю. Хотя мишенью мог быть и министр обороны Сергей Шойгу. В одной нецензурной атаке в социальных сетях он обвинил и генерала Шойгу, и генерала Валерия Герасимова – командующего российской армией, которого он назвал «подонком» – в том, что силы «Вагнера» страдают от дефицита боеприпасов, что якобы является основанием для его первоначальной угрозы отозвать их с линии фронта, где они использовались как пушечное мясо.
«Шойгу! Герасимов! Это чьи-то родители и чьи-то сыновья! …Они пришли сюда добровольцами и умирают за вас, чтобы у вас была состоятельная жизнь», – кричал Пригожин, стоя рядом с десятками трупов солдат «Вагнера», убитых в Бахмуте.
[see_also ids="545261"]
Пригожин – бандит, чьи проделки стали политическим шоу на фоне разрушительной войны Путина против Украины. Они инспирировали дебаты о том, терпит ли сам Путин, поощряет или страдает от ужасной публичной вражды.
«Возможно, Пригожин удобен для российского тирана, обеспечивая ему противовес регулярной армии и любой потенциальной угрозе, которую она может представлять для режима. И хотя группа «Вагнер» – это небольшая часть от общего количества российских сил в Украине, на ее войска приходится непропорционально большая доля боев и потерь в Бахмуте – единственном месте, где солдаты Москвы получили территориальные достижения с осени», – пишет американское издание.
Washington Post пишет, что Бахмут пал на выходных после месяцев жестоких боев и сейчас контролируется россиянами, во многом благодаря войскам «Вагнера». Но украинские военные продвинулись в пригороде, оттеснив российские силы на несколько миль назад. По оценкам американской разведки, из более чем 100 тысяч российских потерь с декабря вокруг Бахмута, включая 20 тысяч погибших, около половины – это наемники «Вагнера».
«Феерия Пригожина, усиленная медиа-платформами и каналами, которые он контролирует – это симптом дисфункции режима и плохого управления войной, которая также поднимает вопрос о том, как Путин держит власть в своих руках. Она также должна донести до Запада некоторые уроки о России», – говорится в статье.
Один из них касается катастрофического управления со стороны Кремля, которое оказалось негибким, плохо информированным и непоследовательным. И это стало основной причиной склеротического поведения российских военных на поле боя и стратегического провала вторжения. Российские военные блоггеры задокументировали эти неудачи, освещая просчеты армии. Хотя они усердно избегают обвинений в адрес самого Путина.
Через 15 месяцев полномасштабной войны Путин перетасовал и переставил все свое военное командование. Это вместе с плохим планированием, логистикой и снабжением еще больше усугубляет и без того плохой моральный дух российских войск и истощает их боеспособность.
[see_also ids="545280"]
Еще один вывод состоит в том, что среди российских элит не все спокойно. И если в этом критически важном для режима Путина электорате будет продолжать расти неповиновение, результатом может легко стать усугубление нестабильности в Москве, чем, вероятно, воспользуется Запад.
«В этом сценарии есть несколько возможных опасностей. Среди них - невозможность предсказать, кто может стать преемником Путина, если он потеряет власть, или составит ли этот преемник большую или меньшую угрозу для международной стабильности. И при любых потрясениях в Кремле появятся вопросы о безопасности и подчиненности российского ядерного арсенала», - замечает Washington Post.
Следовательно, Запад должен действовать с должной осторожностью, но также с ощущением возможностей. Если США и их союзники смогут и дальше давить на российские элиты - например, преследуя банкиров, адвокатов и других их обслуживающих - давление на Путина с целью прекращения войны еще больше возрастет.
Российская армия в Украине, возможно, не потерпит краха в ближайшее время. Она сможет удерживать свои глубоко укрепленные позиции перед лицом ожидаемого украинского контрнаступления. Но противостояние Пригожина российскому высшему руководству отражает гниение режима, для которого цинизм, репрессии, ложь и насилие стали отличительными чертами.