Бывшая учительница математики Галина Плотницкая из Ивано-Франковска , выйдя на пенсию, не только сама освоила смартфон и монтаж, но и начала учить этому своих ровесников. Она прошла путь от помощи соседям с видеозвонками до популярного блогера и создателя онлайн-курсов. Теперь она называет себя “ цифровая бабушка” . Такой псевдоним, кстати, ей придумал искусственный интеллект, который пани Галина тоже активно использует.
О том, как подружить пожилых людей со смартфонами, вернуть им самостоятельность и обеспечить прочную связь с близкими, Галина Борисовна рассказала журналисту Коротко про .
“ Чтобы меня понимали, нужно идти в ногу с молодыми”
- Галина, как началось ваше знакомство со смартфоном? Помните момент, когда впервые взяли его в руки?
- Лет шесть-семь назад у меня был еще кнопочный телефон, ими только и пользовалась - они были удобные, привычные. Но дочь купила новый смартфон, а свой старый – в отличном состоянии – отдала мне. И сказала: "На, будешь учиться". Было, конечно, смешно... Когда кто-то звонил, я не сразу понимала, что делать. "Мама, зеленый кружочек! Нет, не вверх, влево! " - подсказывала дочь. Тогда испытала все то, что чувствует сегодня пожилой человек, впервые взяв в руки смартфон.
- Как вы от простого пользования перешли к помощи другим людям?
- Я вообще человек с "фитилем" внутри, активная. В какой-то момент поняла, что больше не хочу заниматься только домашними делами, нужно что-то делать полезное.
Организовала общественную организацию пенсионеров. Позже пошла учиться в "Другую освіту" - на курс по IT и цифровым технологиям. На одном из воркшопов родилась идея создания общественной организации. Помню, как записывала первое видео прямо в коридоре и выкладывала его - все это было для меня новым и захватывающим.
Позже выиграла хакатон, который проводили в нашем городе. Призом было четырехмесячное обучение в Киеве по социальному предпринимательству. Это был конец 2018 года. А уже в 2019-м я начала практиковаться: развивала свою организацию и социальное предприятие. Пришлось много работать в соцсетях, иногда помогали молодые ребята, но в основном все осваивала самостоятельно.
- Почему вы решили работать именно со старшими людьми?
- Во-первых, это моя "поколенческая" группа. Сейчас мне 66, в феврале будет 67. Организацию я создавала, когда мне было 60 - уже была на пенсии.
Помню, как мы с одноклассницей встречались и говорили: пожилым людям некуда себя деть, если не растворяться полностью во внуках. Конечно, внуки - это прекрасно, я обожаю своих. Каждый из них, когда рождался, был у меня на руках в первые минуты жизни. Кроме того, муж долго болел - ухаживала за ним. Так что значительную часть жизни я посвятила семье, и это было правильно. Но потом поняла: хватит, нужно снова жить активно.
- С началом большой войны вы ведь не только блог ведете, но и активно вживую помогаете сверстникам. Как сейчас изменилась ваша деятельность?
- В начале войны у нас было социальное предприятие в католическом лицее Ивано-Франковска. И как-то туда заехало множество переселенцев, много детей осталось без присмотра. Тогда настояла на открытии детской комнаты.
Детей нужно было не только присмотреть, пока родители и бабушки оформляют документы, но и отвлечь, занять. Я написала проект - и мы организовали занятия: до обеда занимались с дошкольниками, после обеда - со школьниками. Играли, ходили в театр, делали поделки, ездили на экскурсии.
Вместе с детьми приходили и бабушки, дедушки. Многие из них даже не знали, как зарегистрироваться в "Дії". Не каждый из пожилых людей мог подключиться хоть к какому-то чату. Я поняла - это действительно нужно.
В 2022 году я участвовала еще в одном проекте, который охватывал несколько областей Украины. И одна моя знакомая сказала: "Галя, к нам приехали мариупольцы, у них даже есть центр". Я начала искать информацию, нашла этот центр через Facebook - "ЯМаріуполь". Пришла к ним, и они так обрадовались! Говорят: "Сделайте хоть что-то, наши бабушки приходят, пьют чай, плачут - и все. А вы ведь занимаетесь обучением? "
Мы написали новый проект. Бабушкам были нужны не столько компьютеры, сколько смартфоны: "Дія", видеосвязь, мессенджеры. До войны смартфон многим казался ненужным. А во время войны оказалось, что дети - за границей, родные - в других городах, кто-то воюет… И единственная возможность быть с ними на связи - это видео. Так я начала учить мариупольцев пользоваться смартфонами.
- Столько работы! Не чувствовали усталости?
- У меня начались проблемы со здоровьем. Выгорела, перестала работать, даже думала удалить все свои аккаунты, но не смогла. А потом одна переселенка из Мариуполя написала мне сообщение: "Спасибо вам, Галина Борисовна, что научили пользоваться Google-картами, благодаря этому я нашла Любу" (свою подругу).
Подумала тогда: если это людям нужно - значит, я должна продолжать. Начала вести блог в соцсетях, где объясняю технические тонкости не только для своих ровесников, но и для их детей и внуков.
Почему? Потому что недавно, буквально месяц назад, написал мне один парень из Киевской области: "Пани Галина, вы все так просто объясняете, но моя бабушка все равно не хочет брать смартфон в руки". И я поняла, что нужно объяснять и дальше. Не только как пользоваться смартфоном, но и как разговаривать с пожилыми людьми, ведь не каждый захочет слушать своих детей или даже меня.
Я и сама прошла через все страхи и сомнения: от "Господи, зачем мне этот смартфон? Лучше отдам кому-то! " - до того, что боялась нажать пальцем на экран, думая, что он взорвется или я что-то испорчу. Я говорю с пожилыми людьми на одном языке, потому что мы - из одного поколения. У нас общая память, одинаковые привычки, стереотипы.
- То есть вы созрели для собственного блога. А все эти моменты – как снимать, как монтировать – кто-то вам помогал, учил вас?
- Я все осваивала сама. Поначалу искала в интернете людей, которые объясняют, как работать в соцсетях, и училась у них. Потом познакомилась с преподавательницей курсов по фото- и видеосъемке - прошла у нее один курс, потом еще один. Сегодня у меня начинается новое обучение по сторителлингу - я постоянно учусь.
Чтобы меня понимали, нужно если не идти в ногу с молодыми, то хотя бы приближаться к ним, понимать их язык. И, кажется, это у меня получается. Помню, как четыре года назад моя знакомая, занимавшаяся хендмейдом, показала мне, как делать короткие видео, а потом я начала учить других.
Снимаю все сама. Училась этому целенаправленно. Дочь раньше всегда говорила: "Мама, подожди, я лучше сама сфотографирую". А теперь, если кто-то снимает, я уже сама подсказываю: "Вот тут так, тут так". Снимаю себя и на основную, и на фронтальную камеру, делаю блогерский захват. Потом монтирую все сама.
Монтаж делаю в CapCut. Для заставок раньше использовала Canva, а теперь пользуюсь приложением Bazaart - там можно делать классные шаблоны, анимации. Для субтитров беру CapCut или CapCut Subtitles, но мне больше нравится CapCut Captions, потому что он делает точнее, да и добавляет AI-инструменты, сам подбирает вставки.
Кроме того, активно пользуюсь ChatGPT и Gemini - и даже Gamma для создания презентаций. Она делает красивые слайды буквально за две минуты - я не успеваю глазом моргнуть, уже готово.
А в HeyGen я сделала себе аватарку. Есть видео, где вместо меня говорит мой цифровой двойник. Мой аватар сделан с моего же видео. Я просто загружаю текст - и он говорит вместо меня.
Также я использую NonoBanana - недавно делала там фото в стиле 90-х. Сейчас в Instagram тренд на "ретро" из девяностых, и я попросила: "Вот я, переодень меня в одежду того времени, поставь в интерьер 90-х". Нашла фото старого телефона с диском - как у нас когда-то дома стоял. Описала, как я должна сидеть, что где находится - и получила идеальную картинку.
- Что вы разбираете на курсах? Какие темы самые важные?
- Есть базовые вещи, которые должен знать каждый человек. Во-первых - связь. Я объясняю, как пользоваться телефоном, куда нажимать, но начинаю даже раньше - со словаря. Что такое "тапнуть", "скроллить" - ведь пожилые люди часто слышат эти слова от внуков и не понимают, о чем речь. Потом учим просто привыкать к телефону: как держать, как проводить пальцем по экрану, чтобы не бояться что-то сломать.
Когда этот страх проходит - дальше идет самое важное: зачем телефон нужен бабушке. Для связи. Ответить на звонок, сделать видеозвонок, написать сообщение дочери, внуку, зятю, подруге. Это основа.
Потом - мессенджеры. Учимся писать сообщения, а кто не хочет - отправлять голосовые. Если плохо видно - как увеличить шрифт, сделать телефон комфортным для себя. Как включить или выключить уведомления, очистить экран, почистить кэш.
Обязательно учим самые нужные приложения - банковские и "Дію", чтобы уметь оплачивать коммуналку, проверять счет и не бояться интернет-банкинга. Я показываю, как скачать приложение, зарегистрироваться, оплатить счета, сделать онлайн-платеж - не только коммунальный, но и, например, заказать что-то в интернете.
Переглянути цей допис в Instagram Допис, поширений Галина Плотницька (@halyna_ba_di_smartphone) - Кстати, сейчас в интернете много мошенников, которые пользуются незнанием пожилых людей. Вы рассказываете об этом своим подписчикам?
- Да, это еще один обязательный блок - безопасность в интернете. Объясняю, как выглядит фейковое сообщение, как не переходить по подозрительным ссылкам, как проверить сайт, чтобы понять, безопасен он или нет, что такое фишинг, как реагировать на странные звонки. С первых уроков прошу создать "контакт помощи" - близкого человека, которому можно быстро позвонить или написать, если что-то случится.
Дальше - по желанию: как записаться к врачу, выбрать аптеку и, конечно, Google-карты. Сейчас мы не столько путешествуем, сколько вынужденно переезжаем, и нужно уметь не растеряться, найти нужное место. Еще говорим про QR-коды - тоже полезно.
- А какие вопросы или трудности чаще всего возникают у ваших слушателей?
- У них трудности не столько технические, сколько психологические. По сути, я для них больше коуч, чем преподаватель. Объясняю, почему это важно. Привожу простые примеры: вот живет бабушка, у нее внук где-то далеко. Никто не знает, доживет ли она до завтра, а он хочет увидеть бабушку! Значит, нужен видеозвонок. Или у сына родился ребенок, а вы не можете приехать - смартфон помогает увидеть внука.
Рассказываю и про онлайн-банкинг. Если выполнять инструкции и соблюдать базовую безопасность - бояться нечего. Сейчас все чаще вспыхивают вирусы, болезни. Чтобы не стоять в очередях, не рисковать здоровьем и не набираться негатива от ворчливых людей в поликлиниках - лучше решать все онлайн.
И у меня есть железный аргумент. Вы говорите, что любите своих детей? Тогда подумайте: они и так много работают, помогают вам, а вы крадете у них время. Чтобы они вместо вас оплатили счета, пошли с вами за зарядным устройством, объяснили, куда нажимать. Но ведь вы можете научиться сами! Тогда не будете отвлекать их от работы - и главное, они перестанут волноваться, будут знать: вы справляетесь.
Переглянути цей допис в Instagram Допис, поширений Галина Плотницька (@halyna_ba_di_smartphone) - Что бы вы посоветовали людям 60+, которые до сих пор боятся всех этих смартфонов?
- Я бы не сказала "не бойтесь". Я бы сказала: "бойтесь, но учитесь". Страх не исчезает сам по себе. Он уходит постепенно, когда появляется навык. Пользование смартфоном - это просто навык, как ходить, ездить на велосипеде или пользоваться кухонным комбайном. Чем больше тренируешься - тем увереннее себя чувствуешь. А сам смартфон - всего лишь инструмент, который облегчает жизнь, экономит деньги и позволяет быть на связи с близкими.
[h5_tt class="orange_h5_title" text="Кстати"] “ Не ругаю внуков за компьютерные игры”
- Как реагируют ваши внуки на технически подкованную бабушку?
- У меня их четверо. Каждый что-то спрашивает, каждому нужно объяснить, чтобы понял. Вот, например, они играют в компьютерные игры - я никогда их за это не ругаю, понимаю - если у нас раньше был двор, где мы бегали и общались, то их двор - это интернет.
Например, внучка Марийка играет в игру, где девочки создают "скины" и выходят на подиум. Я ей говорю: "Вот у тебя классная тема, давай переведем ее название, чтобы понять смысл". А мы обе английский плохо знаем, поэтому я беру фразу, вставляю в переводчик. Если не помогает - открываю Google-картинки и показываю: "Смотри, в каком стиле тебе нужно одеть свою героиню". - "О, бабушка, спасибо! "
А вчера был замечательный случай с Gemini. Они добавили инструмент StoryBook - это просто чудо. Он сразу предлагает шаблон промпта: что написать, где вставить текст. За минуту получается целая книга-история для ребенка с иллюстрациями. Можно читать самому или включить голосовое - ИИ сам читает сказку.
Например, внук как-то пришел и говорит: "Бабушка, нам надо что-то про грибы". Я села и сделала ему StoryBook - "Царство грибов". Он показал его в школе учительнице и одноклассникам - все были в восторге! Звонит: "Бабушка, все такие довольные! " А я счастлива, что смогла помочь.
Главное ведь - помочь ребенку. Зачем детям рассказывать, как мы "стояли в очереди за книгами" или "писали рефераты от руки" - это неинтересно. Им нужен другой язык, современные инструменты.