7News

Боевой медик, капеллан и отец 7 детей - о служении на фронте: “Не знаю, как без Бога здесь выжить”

Культура | Сегодня, 09:15
Боевой медик, капеллан и отец 7 детей - о служении на фронте: “Не знаю, как без Бога здесь выжить”

Александр Ходаков с позывным « Штунда» из Ровно мог остаться дома, как многодетный отец. У него семеро детей, из которых пятеро - несовершеннолетние. Но с самого начала полномасштабного вторжения он вступил в ряды ТрО – ровенскую 104-ю бригаду. Провоевав 8 месяцев, он выбрал другое служение – два года ездил в качестве капеллана-волонтера. Затем понял, что только лишь духовной поддержки недостаточно – теперь он боевой медик в инженерно-саперной роте 102-й отдельной бригады.

Сейчас жизнь Александра проходит на фронте в помощи ближним - и в качестве медика, и служении и молитве. Говорит, что держаться в самых трудных обстоятельствах ему помогает вера. О том, как быть одновременно боевым медиком и капелланом, о своей вере, семье и детях - Александр Ходаков рассказал Коротко про.

Ни один выход на боевое задание не проходит без молитвы - Александр, вы многодетный отец, с чистой совестью могли остаться дома – как получилось, что вы теперь на фронте? Дети скучают?

- Не все так печально, не все семь детей находятся дома. Старший - взрослый парень, через несколько недель после меня он тоже пошел служить. Был в четвертой танковой бригаде, сейчас это четвертая тяжелая механизированная бригада. Старшая дочь помогает, уже вышла замуж, родила нам внука. Пятеро детей и жена ждут меня дома.

Да, я мог бы остаться с ними, но важно быть в контексте того, что я проповедую и исповедую. Нужно отвечать за свои слова и брать ответственность на себя.  

Так что   с началом полномасштабного вторжения решил идти служить в армию. Взял оружие и пошел.

- Вы начинали и сейчас продолжаете воевать в качестве боевого медика…

- У меня изначально медицинское образование, с 25 февраля 2022 года, я был на должности боевого медика. Потом фельдшером батальонного медпункта, а сейчас вернулся в качестве боевого медика.

- А как получилось, что вы решили стать капелланом, а потом и совмещать эти две позиции?

- Я, в первую очередь, боевой медик инженерно-саперного взвода 102-й бригады. И капеллан на волонтерских началах - это молитва, поддержка, консультации, если кто-то обращается за помощью.

Когда уволился в 2022 году, через 8 месяцев службы у нас были надежды, что победа близко: были такие победные наступательные операции... Я уже решил, что надо быть ближе к дому, но через три недели после увольнения поехал как волонтер и капеллан под Угледар.

С конца ноября 2022-го мы почти каждый месяц примерно на неделю ездили на восток. Привозили из дома какие-то приветы, сладости, помощь. Когда были сборы, и бронежилеты привозили, и что-то большее. Помогали подразделениям материально.  

Также оказывали стоматологическую помощь. У нас есть передвижной стоматологический кабинет, есть врачи-волонтеры, которые едут на ротации, лечат ребят.  

- А что относительно духовной помощи? Как вера помогает на фронте? Можете сказать, что слово Божие поддерживает военнослужащих?

- Вопрос о том, как оно помогает и поддерживает, нужно задавать ребятам, с которыми я служу. Кто-то делится впечатлениями, кто-то стесняется говорить о своих чувствах.  

Но, думаю, вы не раз слышали, что самые искренние молитвы - на передовой. И про людей, которые проходят тяжелые бои, испытания, а потом говорят, что только с Божьей помощью они смогли выжить и все пережить.

- Как вы считаете, много между этими призваниями – медика и капеллана - общего?

- Думаю, да. Люди нуждаются и в том, и в другом. Одно лечит тело, другое - душу. Это взаимосвязано. И когда лечишь человека, с ним можно поговорить, успокоить.

- Как вы сами пришли к вере? Что случилось в вашей жизни, что из неверующего вы вдруг стали верующим?

- Пришел к этому очень просто. В 2010 году уверовал, принял крещение и с тех пор держался церкви. Мне было тогда 33. Мой друг рассказывал мне о Боге, и это вызвало интерес. Я пришел в церковь « Благодать» послушать, присмотреться внимательнее, что такое евангельская вера. И, знаете, нашел в этом твердую почву. Поначалу очень много спорил. Рассказывал другу, как я представляю Бога и Божью справедливость. А он говорил: "Нет, в Слове Божьем немного по-другому написано. Давай будем разбираться глубже". Мы пошли в церковь разбираться - там я и остался. Потом за мной пошла жена, потом дети. Слава Богу.

- Как реагируют дети, когда вы бываете дома?

- Плачут. Когда возвращаюсь, плачут от радости. Когда уезжаю, просто плачут: неизвестно ведь, на сколько уезжаю и когда вернусь. Служба у меня, как и у всех ребят, и короткие дни радости побыть дома рядом с родными.

“ Самые большие герои в этой войне - наши жены и дети”

- Какие моменты служения для вас были самыми трудными?  

- Капелланские службы. Очень тяжело, когда ребята делятся моментами о разрушенной семейной жизни, о супружеских изменах. Больно осознавать, что здесь они защищают своих родных, близких, свои дома, детей и жен, а некоторые супруги за границей находят себе другую жизнь. Говорят: “ я устала” .

И в такие моменты у человека возникает вопрос: “ А как мне дальше жить? ” И стоит передо мной крепкий воин со слезами на глазах, плачет и говорит: “ Капеллан, что ты мне посоветуешь? ” Это самое тяжелое…

- Даже не представляю, что тут посоветовать. Как вы находите слова в таких сложных случаях?

- Как говорится в Библии, нужно смеяться с теми, кто смеется, и плакать с теми, кто плачет. Тут важно слушать, молчать и плакать вместе с ним. А совет один - надо жить. Просто жить. Дыхание за дыханием, шаг за шагом, день за днем.  

- Помогает?  

- Бывает очень по-разному. К сожалению, человек не может сложить весь пазл, который Бог вкладывает в коробку нашей жизни. И, видя отдельные разрозненные кусочки этого пазла, нам сложно представить общую картину. Но с верой, шаг за шагом, день за днем, наш пазл становится более понятным и ясным. И тогда мы видим, что есть определенный план на нашу жизнь, на каждый наш день, на каждое наше действие, к которому мы относимся с верой.  

Вообще считаю, что самые большие герои в этой войне - наши жены и дети, которые верно ждут, которые мужественно держатся дома, терпят разлуку, все бытовые проблемы выносят самостоятельно - они настоящие герои войны.  

А мы просто выживаем и делаем все необходимое для выживания, чтобы остановить врага как можно дальше от наших домов.

- Что лично вам дает силу на службе?

- Без веры здесь вообще нечего делать. У нас ни один выход на боевое задание не проходит без молитвы. Лично для меня молитва перед заданием - обязательный элемент. Я не знаю, как без Бога здесь выжить.

- Если ли среди ваших сослуживцев такие, которые поверили в Бога уже на на фронте?

- Ребята не говорили об этом. Но когда мы собираемся перед выходом, когда встаем в круг на молитву, я вижу, что это необходимо. Независимо от того, насколько сильно они верят в обычной жизни, здесь это нужно как воздух.

- А чудеса случаются?

- Да, вот очень большое чудо случилось с моим другом Петром Гаврилюком из нашей церкви. Каждый раз, когда он выходит на позиции, в нашу церковную молитвенную группу пишет его жена, сообщает: Петр вышел на позиции. Иногда и сам Петр комментирует такие моменты.  

В последний раз они шли на позиции 19 километров пешком, добирались больше трех суток. Это просто невероятно: они пробирались через Покровск, находились под атаками FPV-дронов и постоянными обстрелами - и добрались! Целыми и невредимыми. Зашли, отдежурили, пришла следующая ротация - они вышли. Но уже предстояло пройти не 19, а 22 километра. И, слава Богу, вышли благополучно.  

Для меня это чудо, потому что под постоянным давлением со стороны дронов-камикадзе пройти невредимым почти нереально. Поверьте, мои 6 километров пешком (как было у меня) ничто по сравнению с их 22 километрами. Это для меня Божье чудо, не иначе: ребята живы, благодарят Бога, вышли без единой царапины.

С другим нашим братом из церкви, Михаилом Заикой, который служит также в 68-й бригаде, как и Петр Гаврилюк, связь потерялась с конца июня. Мы уже не надеялись на чудо, думали о худшем. Но через друзей и побратимов узнали, что он с той даты на позициях. Слава Богу. Это тоже чудо - еще один наш брат жив.

- Вы говорите, что и сами были в такой ситуации, когда 6 километров пришлось идти под дронами?

- Это немного, поверьте. Просто машина не смогла до нас добраться, и нам пришлось выходить пешком. Это тяжело, но не слишком немного.

- Наверное, когда идешь под дронами, молишься без перерыва.

- Да, именно так происходит.

« Самый страшный мой страх - совершить ошибку при оказании помощи»

- Что бы вы посоветовали тем, кто сомневается, но хочет присоединиться к службе? Например, женщинам без медицинского образования, которые думают о пути боевого парамедика.

- Учиться так, чтоб все было на уровне автопилота. Потому что ошибки очень болезненны. Лично мой самый страшный страх - совершить ошибку при оказании помощи. Цена ошибки - жизнь человека. Соответственно, надо учиться.  

- Почему до уровня автопилота?  

- Потому что в любой экстремальной ситуации мы, к сожалению, не поднимаемся до уровня наших ожиданий, а падаем до уровня нашей подготовки.

Стрессовые обстоятельства часто показывают нас не с лучшей стороны. Соответственно, нужно доводить свои навыки до автоматизма - и тогда все будет хорошо.

Но вообще надо понимать, что романтики здесь очень мало. Это тяжелый труд. Есть опасности, трудности, неудобства. Ты находишься не дома, а это дискомфорт, окопы, много дней без комфорта, горячей воды, гигиены, нормальной еды. Нужно учитывать все эти обстоятельства.  

- Каким вы видите будущее после войны - для себя, семьи, страны?

- Не знаю. Не строю таких прогнозов и не фантазирую, каким будет моя дальнейшая жизнь. На мой взгляд, мы вступили в фазу Третьей мировой войны, просто в латентном периоде. Сейчас война идет между двумя государствами, но мне кажется, что вскоре мы увидим ее масштабнее.

Нужно быть реалистом и смотреть шире - не только на Украину, но и на Европу, на Восток. Мы подходим к этому все ближе и ближе. Надо быть морально готовыми к тому, что в один день экономика может рухнуть из-за серьезных мировых событий. Тогда и будем думать, что делать дальше.

- А вы как капеллан, что посоветовали бы - как пройти через такие тяжелые времена?

- Знаете, буквально несколько дней назад перечитывал Евангелие от Матфея, 24-ю главу. Она как раз о таких событиях: о войнах, землетрясениях, голоде, болезнях. И там часто повторяется одна фраза: “ Не бойтесь” . Господь 365 раз повторил в Слове Божьем “ Не бойтесь” . Это можно взять себе как девиз на каждый день нашей жизни.  

Что бы ни случилось, мы живем верой, спасаемся верой и надеемся на встречу с Христом, Который искупил нас Своей жертвой. Соответственно, как бы ни сложилась наша земная жизнь, у нас есть надежда на вечную жизнь с Ним.

 

По материалам: kp.ua
Добавить комментарий:
:D :lol: :-) ;-) 8) :-| :-* :oops: :sad: :cry: :o :-? :-x :eek: :zzz :P :roll: :sigh:
 Введите верный ответ 
Комментариев (0)