Верховная Рада Украины приняла законопроект №10392 по академической добродетели. Об этом сообщается на сайте Рады.
– Принятие этого Закона является важным и историческим шагом для развития системы образования и науки в Украине. Закон не имеет аналогов в государствах европейского пространства и направлен на формирование и утверждение культуры академической добродетели в соответствии с европейскими стандартами в учебных заведениях, научных учреждениях и обществе в целом, - говорится в сообщении.
Закон Украины "Об академической добродетели" определяет:
содержание академической добродетели через ключевые ценности, признанные международным академическим сообществом, такие как честность, доверие, уважение, справедливость, ответственность, стойкость и решительность;
основные принципы и правила академической добродетели, обязательные для всех участников образовательного процесса, научных сотрудников и поступающих на всех уровнях образования;
ключевые механизмы обеспечения добродетели в обучении и научной деятельности;
классификацию нарушений академической добродетели, принципы академической ответственности и виды санкций за нарушение;
порядок реагирования на нарушения с учетом специфики ответственности студентов, руководителей учебных заведений и научных учреждений, а также последствий лишения ученой степени, ученого звания или уровня образования;
внесение изменений в действующее законодательство для последовательного и сбалансированного внедрения академической добродетели в обучении и науке;
четкое разграничение вопросов академической добродетели и защиты авторских прав, регулирующих разные социальные отношения;
прекращение практики заказного выполнения учебных и научных работ, включая запрет рекламы таких услуг и деятельности посредников.
Как пишет " Укринформ ", документ устанавливает, что нарушение норм академической добродетели соискателем образования или поступающим может привести к серьезным последствиям, включая вычет из учебного заведения, даже если факт нарушения будет выявлен после зачисления.
Согласно документу, преподаватели и ученые должны реагировать на нарушения. Закон четко определяет типы нарушения: плагиат, самоплагиат, неправомерное присвоение авторства, фабрикацию или фальсификацию данных, недобросовестное использование результатов искусственного интеллекта, выполнение задач не самостоятельно, недозволенная помощь, предвзятая оценка, академический саботаж, склонение к нарушениям и нарушению на уровне учреждения.
За нарушение академической добродетели будут применяться воспитательные, академические, дисциплинарные и институциональные мероприятия, независимо от других видов ответственности. Возраст привлечения к академической ответственности - от 14 лет.
Санкции могут варьироваться: от мягких мер (предупреждение, повторное выполнение работы или новое оценивание) до более строгих (лишение стипендии и льгот, запрет участия в конкурсах и программах академической мобильности, отчисления по обучению или аннулированию научных степеней и званий).
Для педагогических и научных работников предусмотрены ограничения в профессиональной деятельности, исключение из коллегиальных органов, запрет руководить научными проектами, участие в грантах или аттестациях, а также дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения. Лица, привлеченные к академической ответственности, в течение года не могут претендовать на педагогические или научные звания.
Закон также подробно регулирует случаи неправомерного присвоения авторства, плагиата, фабрикации и фальсификации данных. Нарушение во время вступительных экзаменов становится основанием для прекращения участия в конкурсе, а выявление нарушений после зачисления - для отчисления.
Предусмотрен механизм уведомления об академической неблагочестии: любое лицо с доказательствами может обратиться к руководству учебного заведения или уполномоченного органа, а в случаях в отношении руководителей заведений - в государственные институты.
4 августа глава парламентского Комитета по вопросам образования Сергей Бабак сообщил, что в 2025 году значительное большинство, поступающих в аспирантуру, составляют мужчины - их доля достигает 80% . В то же время, среди абитуриентов магистратуры наблюдается практически равное соотношение: 51,8% составляют мужчины, а 48,2% – женщины.
Корреспондент Коротко про писала о том, что Национальный мультипредметный тест в 2026 году кардинально не будет отличаться от предыдущих, но будет несколько изменений .