Группа ученых смогла расшифровать письма, которые были написаны королевой Шотландии Марией Стюарт после заточения в тюрьму. Всего исследователи изучили 57 писем, написанных между 1578 и 1584 годами, то есть, незадолго до казни Марии в 1587 году, сообщает Gizmodo.
Мария была осуждена за поддержку заговора с целью убийства королевы Елизаветы І, ее двоюродной сестры. Письма, написанные Стюарт, содержали 50 тысяч слов и 50 ранее неизвестных шрифтов.
[see_also ids="528908"]
«Чтобы взломать код, мы использовали технику, называемую восхождением на вершину, из области задач оптимизации. Мы начинаем со случайного ключа, расшифровываем зашифрованный текст с помощью этого ключа, делаем небольшое изменение в ключе и снова расшифровываем. Если расшифровка лучше, мы сохраняем изменение. В противном случае мы отказываемся от изменения», — заявил один из исследователей, ученый-компьютерщик Джордж Ласри.
Он и двое его коллег, физик и профессор музыки, изучили письма Марии, которые хранятся в Национальной библиотеке Франции. Они наткнулись на несколько неклассифицированных зашифрованных документов, внесенных в список библиотеки как произведения начала XVI века, относящиеся к Италии. Но изучив документы, исследователи выяснили, что они находились во Франции и не имели никакого отношения к Италии.
Моментом озарения для команды стало обнаружение в документах имени «Уолсингем». Фрэнсис Уолсингем был главным секретарем Елизаветы I, команда которого расшифровывала письма Марии. Ученые отметили, что Уолсингем «часто упоминается в письмах, Мария предупреждает Кастельно о его планах во Франции и Шотландии, описывая его в негативных выражениях, как хитрого человека, ложно предлагающего свою дружбу, скрывая свои истинные намерения».
Мария также отреагировала на похищение ее сына-подростка Джеймса.
«Серия писем второй половины 1582 года подчеркивает лихорадочную реакцию Марии на известие о похищении ее сына Джеймса шотландской фракцией (рейд Рутвена), отчаянно прося помощи у Франции. Когда французский король, наконец, отправляет посланника в Шотландию, Мария выражает свое недовольство результатами и ощущение, что Франция бросила ее и ее сына», — заявили ученые.
Исследователи отмечают, что пока завершена только первая фаза анализа писем. Они содержат 150 тысяч отдельных символов, которые еще нужно проработать. Ученые признаются, что расшифровка писем занимает больше времени, чем взлом кода.