Коммунальные тарифы в Украине – одна из самых болезненных тем. По качеству, которое всегда оставляло желать лучшего, платежки просто шокируют. А ситуация, когда потребители по несколько суток сидят без света и тепла, но платят « по полной программе» , вообще выглядит парадоксально.
Почему даже при отсутствии коммунальных услуг платежки не становятся меньше, нынешние тарифы рыночные и произойдет ли повышение тарифов в 2026 году? Эти и другие вопросы корреспондентка Коротко про обсудила с экспертами.
Что с платежками В Украине действует мораторий на повышение цен на коммуналку, но каждый месяц нам сообщают о неизменяемых тарифах как об очередных « хороших новостях» . К примеру, в декабре Кабинет Министров Украины принял решение сохранить действующую цену на электроэнергию для бытовых потребителей до 30 апреля 2026 года. То есть, еще не менее 4 месяцев будем платить, как и сейчас, 4,32 грн за кВт*ч. А дальше будем ждать очередных новостей.
Мораторий не касается услуг управления многоквартирными домами, которые, по данным Госстата, в течение 2025 года подорожали на 10,9%. Также возросла стоимость уборки мусора (+6,3%), содержания и ремонта жилья (+3,2%), водоснабжения (+0,7%), канализации (+0,6%).
Но наибольшее недоразумение вызывает парадоксальная ситуация, когда потребители часами, а часто и несколько суток сидят без света и отопления, а платежки меньше не становятся.
- С электроэнергией все понятно: нам дают электричество на время, и мы пытаемся зарядить все приборы по максимуму, - объяснил в разговоре с Коротко про глава Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко . – Лично я замечаю, что при постоянных отключениях потребление электричества даже растет. Другой вопрос с теплом. Это действительно парадокс, потому что все эти отключения должны уменьшать платежки. Однако в результате махинаций теплокоммунэнерго и газовиков с начислениями этого не происходит. Здесь можно только посоветовать тщательно проверять свои платежки.
Энергетический эксперт Юрий Корольчук считает, что потребитель частично « догоняет» использование энергии для своих нужд и по теплу, и по электричеству.
Во-первых, в перерывах между отключениями люди включают мощные приборы: гладят, греют воду бойлером и т. д.
Во-вторых, если в электросети несколько меньшее напряжение, потребление растет.
В-третьих, даже если бойлера нет, а стиральной машиной и утюгом не пользуются, все равно, например, отключаемый холодильник, а затем включающийся, потребляет больше электроэнергии, пока дойдет до своей рабочей температуры. Аналогично по теплу: даже в домах с централизованным отоплением после отсутствия тепла оно начинает более активно подаваться в носитель. Так что счетчик на входе в дом накрутит больше, соответственно и начислено будет больше.
- Но все же, учитывая ситуацию, которая была с теплом во многих регионах, платежки за декабрь по теплу должны быть меньше, чем обычно, - заметил Корольчук.
Тарифы уже завышены?
Как только в публичном поле начинается обсуждение коммунальных тарифов, сразу начинаются споры по поводу их « рыночности» и « экономической обоснованности» . Олег Попенко считает это неуместным.
- Вопрос о « рыночных тарифах» , регулярно обсуждаемый в информационном пространстве, на мой взгляд просто абсурден, - говорит Попенко. - Многие страны вообще не употребляют этот термин, а используют коэффициенты платежеспособности населения, и уже исходя из них рассчитывают коммунальные тарифы. При этом, например, в Норвегии один из самых низких тарифов на электроэнергию на территории Европы, а зарплаты самые высокие. А в некоторых кантонах Швейцарии, расположенных ближе к атомным станциям, тарифы установлены на уровне украинских. Конечно, каждая страна выбирает свой путь, но ключевое – платежеспособность населения. Поэтому я бы вообще не поднимал вопрос рыночности тарифов. Если есть атомные станции и добыча газа – это одни цены, нет АЭС и добычи – другие. Аналогичная ситуация с водоканалами, где электроэнергия составляет львиную долю себестоимости. Так что вопросы тарифов не рыночные, а социально-экономические.
По словам Юрия Корольчука, нынешний тариф 4,32 за кВт*ч электроэнергии – это уже максимум, какой может быть. Более того: эта цена немного завышена, и ее будут завышать дальше для нужд, которые население не должно финансировать.
- Нам снова будут говорить о войне и необходимости « затянуть пояса» , но все это уже только раздражает, потому что, как видим, пояса затягивают не все, - говорит эксперт. – Важный нюанс: ремонт энергосистемы после обстрелов не могут « вшивать» в тариф. Часть денег на ремонт идет из непострадавшей генерации, а часть – от облэнерго. И все рассказы, что ремонт должен олачиваться населением, - бред.
По мнению эксперта, главная причина того, что тарифы более или менее придерживаются – политическая. Ведь если идти на выборы с тезисом, что все годы полномасштабной войны тарифы держали на довоенном уровне, это достаточно мощный аргумент для электората. К тому же можно идти под лозунгами "не будем повышать еще 3 года".
Куча коммунальных проблем По словам экспертов, проблем в коммунальной сфере – куча: от состояния инфраструктуры до отсутствия тарифной политики. Неплатежеспособность украинских потребителей, отсутствие министерства ЖКХ, отсутствие коммунальной политики – это также огромные проблемы. Все вопросы, которые только можно вообразить в этой сфере, висят огромным бременем и не решаются, отметил Олег Попенко.
- Во всех законах, которые принимали в течение 30 лет – от теплоснабжения в ОСМД – не было системы, - добавляет Юрий Корольчук. – Тридцать лет ничего не делали и дотянули даже не до красной линии, а до невероятной точки, где само государство не может контролировать всю систему. В результате чего она будет дробиться на малые автономные системы, в частности автономное отопление. В результате этого коммуналка будет не просто дорогая, а очень дорогая.
Еще в 90-е нужно было начинать с модернизации, перерабатывать всю систему, продолжает эксперт. А сейчас модернизировать уже поздно – нужно делать все новое. Это как очень старая машина, которую все время ремонтируешь, пока не понимаешь, что на ремонт денег уже ушло больше, чем стоит новая. Но и строительство новой системы – это огромные деньги, которых у государства нет, то есть опять-таки нас ожидает серьезное повышение тарифов.
Если же повышение в 2026 году не произойдет, это будет означать, что мы просто отложили проблему, и позже рост будет еще более существенным, подытожил Корольчук.
[h5_tt class="orange_h5_title" text="Сколько-сколько? "] О каком же повышении идет речь?
- Теплоснабжение, воду и газ пока не будут трогать, а вот тариф за распределение газа вполне может вырасти вдвое, - отметил Юрий Корольчук в разговоре с Коротко про . – Но после окончания войны повышения практически всех тарифов долго ждать не придется. Полгода после завершения военного положения тарифы по закону будут заморожены, а затем поднимут, скорее всего, по окончании отопительного сезона. Летом в платежках будет ощутимым только подорожание воды – где-то в полтора раза или даже больше. А вот зимой придется платить по полной программе.
– К сожалению, в 2026 году тарифы будут расти, – отметил председатель Союза потребителей коммунальных услуг. – Рост тарифов на электроэнергию ожидается где-то на 25-30%, тарифов управляющих компаний – на 10-15%, параллельно возрастут тарифы теплокоммунэнерго и т. д. Об этом, как о необходимости, неоднократно отмечали и НБУ, и ВР, и Минэкономики.
Но действительно ли есть такая необходимость? Эксперт приводит конкретные примеры: Энергоатом продает электроэнергию на рынке с рентабельностью 500%, что полностью покрывает все расходы. А нам говорят, что через несколько лет стоимость электричества уже должна быть около 7,5 грн. Стоимость добычи газа составляет не выше 2,5 грн, нам продают по 8 грн, то есть почти 250% чистой прибыли. Но мы постоянно слышим, что нужно повышать стоимость газа.
Поэтому, подытожил Олег Попенко, нужно сначала разобраться со всеми реальными данными, с коррупцией и тарифообразованием, и только потом думать, действительно ли необходимо поднимать тарифы.